Заметив в углу мастерской половинку расколотого надвое чурбака с глазами, носом и ртом, я спросил у Алексея Аверьянова, не собирается ли он выстрогать из этой деревяшки еще одного Буратино? Чтобы открыть запрятанный самой природой в дереве образ, мастеру остается лишь взять в руки резец. А у Алексея есть и лазерный станок, луч которого помог ему создать несколько удивительных вещей. Это к нему, когда понадобился необычный реквизит, обратились представители киностудии «Мосфильм». По их заказу Аверьянов изготовил реквизит для съемок исторического фильма — палицу.
А первый и единственный, ростом полтора метра, Буратино Алексея Аверьянова стоит сегодня на его малой родине в краеведческом музее поселка Вознесенское. Бывая в музее, ни один ребенок и даже взрослый не упускают случая сфотографироваться с ним. Алексей с помощью тех же инструментов, которыми вытачивает свои матрешки, хотел сделать Буратино для выставки в Москве. Но едва успел закончить работу, как приехали в Чамзинку земляки, в просьбе которых продать им понравившуюся очень куклу отказать не смог.
Красивый, но опасный промысел
— Наверное, нет, — ответил на вопрос о новом Буратино Алексей, выбирая из большой поленницы липовую заготовку для очередной матрешки. – Но, когда будет у меня просторная мастерская, я и в ней поставлю на входе этого идола. Когда я за токарным станком, он тоже все время рядом. А иногда кажется, слышу даже за спиной его голос: «Не спеши!» Я к нему прислушиваюсь, и мне это только на пользу.
Предосторожность в работе — никогда не излишняя мера. У Алексея тоже бывало, когда деревянная болванка для матрешки, которую сами мастера называют «стул», вылетала из патрона токарного станка, ударяла по лицу, и даже выбивала зубы. А один раз удар был такой силы, что Алексей потерял на какое-то время сознание. Чтобы «стул» крепко сидел в патроне, Аверьянов смачивает его водой. Но это, говорит он, среди мастеров-матрешечников больше традиция, чем надежная мера безопасности.
Небольших размеров заготовка будет держаться и так, а большая может «сыграть» злую шутку в любой момент. «А вообще-то, все в нашей работе острое и опасное, за всем нужен глаз да глаз».
Старое увлечение на новом месте
Тем не менее, начавшись как увлечение, редкий промысел стал для Аверьянова делом жизни. Уроженец Нижегородской области, он с супругой Ларисой уже более десяти лет продолжает в Чамзинском районе традиции мастеров из Полховского Майдана. В этом селе деревянные куклы, внутри которых запрятаны до десятка пупсиков меньших размеров, вытачивают и раскрашивают в каждом дворе. Местных жителей матрешки кормят и одевают, поэтому в селе вытачивают и раскрашивают их даже те, у кого есть и постоянная работа.
Один из матрешечных дел мастеров родом из Полховского Майдана жил в Вознесенском напротив дома Аверьяновых. Отец Алексея помогал соседу заготавливать, привозить и обдирать липовые стволы для матрешек. Может, даже из леса, за которым ухаживала его супруга и мама Алексея. Хотя, надо заметить, в ближних от Полховского Майдана лесах липы почти уже и не осталось. За ней матрешечники давно приезжают и в Мордовию. А сына Аверьяновых рано потянуло в мастерскую соседа. Наблюдая за работой мастера, он и сам приобщился к матрешечному делу. Но после окончания школы выучился в ПТУ на строителя. Так и продолжал складывать из кирпича дома, пока не познакомился в Интернете с Ларисой из соседней Мордовии. А когда знакомство обернулось свадебкой, переехал на родину жены, где стал работать на цементном заводе.
На новом месте Алексей взялся за матрешек после того, как появилась у него мастерская — маленький сарай, вдоль одной из стен которого «дозревают», дожидаясь своего часа стать матрешками, липовые поленья. А под широким окном на противоположной стене у Алексея токарный станок, который он сделал сам.
Уже через несколько минут работы токарного станка перед мастером вырастает гора стружек, которые, чтобы не мешали, нужно постоянно сметать. В Чамзинке матрешек покупают мало, зато за липовыми стружками у местных огородников большая очередь!
«Бриллиант» из розы
Матрешки появились в России в конце 19-го века, и с тех пор этим промыслом занимаются в разных местах. Особенность полховско-майдановской матрёшки в том, что её раскраска похожа на детский рисунок, отчего и стиль такой росписи назвали «крестьянским примитивом». Его приверженцы более всего украшают «фартук» куклы, меньше внимания уделяя другим деталям ее костюма. «Бриллиант» их матрешек — многолепестковый цветок шиповника (розы), считающийся символом женского начала, любви и материнства. «Роза» на полховско-майданских матрешках и стала их главным отличием от матрешек из других мест.
Почитатель традиций своих земляков-матрешечников, в Мордовии Алексей Аверьянов привнес в свои поделки новизну. Изюминкой его работ стала мордовская матрешка, которую в России никто не делает. Одну из стен в квартире Аверьяновых украшают более 50 дипломов, которыми отмечены участвовавшие в национальных фестивалях и праздниках их матрешки.
Идею о кукле в мордовском наряде, которая в народе уже получила название «Алешкина матрешка», подала ему супруга Лариса, без которой он теперь и не представляет себе своего промысла. А местные жители и саму Ларису называют Алешкиной Матрешкой, и на это сама она ничуть не обижается. Лариса училась в художественной школе, но в работе бухгалтера, которую выбрала, навыки художника не требовались. Но о них она вспомнила, когда муж приобщил ее к матрешечному делу. Заготовки, которые он вытачивает, нужно раскрасить, и в этом умения Ларисы оказались кстати.
«Прежде чем одевать матрешек в мордовские наряды, я изучила особенности мордовских национальных костюмов, — говорит Лариса. – Ведь это не один, а сразу три костюма эрзи, мокши и шокши, составляющих вместе мордовский народ».
Созерцание чуда
Наблюдать за работой Алексея, в которой он ловко проделывает с деревом до 15 операций, одно удовольствие. Только что в его руках была простая болванка из дерева, а уже через минуту на наших глазах обрела очертания знакомой с детства матрешки, которую остается лишь раскрасить. Первой он выточил самую маленькую неразъемную фигурку, которая на языке матрешечников называется зуголик. После чего взялся за вытачивание других ее «сестричек», подогнал к нижней верхнюю часть матрёшки… Резец и долото мастера, легко высекая из дерева ажурную стружку, творили чудеса! Восхищаясь его работой, хотелось и самому взять в руки инструмент.
— Он, конечно, железный, но очень хрупкий и дорогой, — сказал Алексей. – Матрешечнику одного комплекта и без заточки хватает на годы. А в руках неопытного в нашем деле человека сломается в любой момент. Эти резцы я привез пять лет назад из Вознесенского, где их выковкой занимается кузнец. Я заметил, что на полный комплект заготовок для одной куклы у Алексея ушло чуть более получаса. А Лариса при всем своем старании раскрашивает за день не более двух-трех пятиместных матрешек. Если кукла двадцатиместная, то одну за четыре дня. Интересно, а сколько времени займет у нее одевание пятидесятиместной матрешки в наряд мордовской красавицы, мечтой о которой продолжает жить Алексей?
Исполнить ее не позволяют пока мастеру возможности токарного станка. Сделать его – и самому не проблема, но как разместить в существующей мастерской?
Липа, из которой Аверьяновы делают матрешек, у мордвы всегда была почитаемым деревом. Ее древесина мягкая, не деформируется и не растрескивается. За ней Алексей ездит в лес сам, заготавливая до 20 кубов липы в год: пилит, снимает с нее кору, сушит.
«Это длительный процесс, — говорит он о сушке материала. – До кондиции древесина доходит под навесом за два-три года. А в мастерскую, распиленную уже на чурбачки и расколотую на поленья, заношу в самый последний момент».