1.4 C
Саранск
Пятница, 3 января, 2025
spot_img

Александр Кибаков из Старого Шайгова стал фермером, осваивает специальность зоотехника и построил молочную ферму

Свернуть с федеральной трассы в Старое Шайгово можно в двух разных местах. Дорога, что примыкает  к ней  со стороны  Красно­слободска, долгое время была примечательна стихийной  свалкой. На  неё местные жители свозили и выбрасывали все, что оказывалось ненужным в доме.

Совсем рядом протекает река Сивинь, пойма  которой с весны и до  осени становилась богатым подножным кормом пастбищем.

А вот коров на личных подворьях совсем не осталось.

Добрая перемена

Но когда   осенью проезжал я  по этому месту, то не увидел на нем  привычного хлама. Но  предстало перед глазами похожее на большой ангар здание, которое  построил местный фермер Александр Кибаков. Но не для того, чтобы хранить и ремонтировать в нем технику, а для  молочного стада. Когда  коровы местных жителей  гуляли еще по сивиньской пойме,  Александр Кибаков не раз становился пастухом сельского стада. В то время, чтобы не нанимать пастуха и не платить ему за работу, хозяева личных подворий становились по очереди пастухами сами. А очередь подходила  в зависимости от   количества от живности. У Кибаковых  в семье 11 детей, поэтому и коров у них всегда было много. И сельское стадо было немаленькое, поэтому, чтобы углядеть за ним, пастухами наряжали самых ответственных. Так что старшему в семье  Кибаковых Александру  роль  пастуха доставалась часто.

— Я и не помню, когда   у нас  была только одна корова, — говорит он. – Молоко наполняло достатком наш дом в центре Старого Шайгова,  но   сами коровы,   поросята и куры находились на одном  небольшом подворье  и  совсем   не радовали наших соседей. А когда  было объявлено о старте федеральной программы поддержки начинающих фермеров, в 2013 году,   наша мама   загорелась желанием получить статус  фермера, чтобы  стать ее участницей. Решение в семье приняли все вместе, но условились, что будем строить для своих коров  новое помещение, но на окраине  села. Там уж точно никого не  будут раздражать ни мычание коров, ни  специфический «парфюм» личного подворья и фермерского хозяйства. После официальной регистрации КФХ Минсельхозпрод Мордовии выделил нам грант для его  развития. Почти 1,4 млн. рублей хватило для покупки трактора «Беларусь» и приведения в порядок существующего скотного двора, но со строительством нового коровника пришлось повременить.

Помогло государство

Осуществить задуманное помогла программа «Агростартап», участником которой стал Александр. На строительство типового коровника к сумме государственной поддержки  в 2,5 миллиона рублей он прибавил и свои 500 тысяч.   

— Почти все деньги ушли на покупку стройматериалов,  — говорит он. — А чем    расплатиться за работу со  строителями, купить оборудование для коровника?   Мы и не рассчитывали, что грант  и собственные вложения покроют все расходы. Поэтому изначально решили,  что коровник будем строить только своими руками.

В дружной семье так заведено: если   браться за что-то, то всем вместе. Вот и на  строительстве коровника в фермерском хозяйстве Александра работали его отец и два брата. Сами провели все бетонные работы, установили каркас, взяли его под крышу. Лишь молочное оборудование смонтировали  специалисты со стороны.  Помогали  мама, сестры.  С участка, на котором затевали стройку, нужно было собрать и вывезти весь накопившийся хлам и вырубить заросли кустарника. Дело неприятное, но за несколько дней справились.

Сам Александр на семейной стройке был в одном лице и рабочим,  и прорабом. «Не страшно было оказаться  в роли главного строителя? – спросил я его. – Это же не  сарай, а коровник, возвести который не  получится  без инженерных расчетов и знаний».

— А я и есть строитель, пусть и без диплома, —  сказал   собеседник. —  Окончил три  курса  строительного факультета Мордовского  госуниверситета, после пошел добровольно в армию. Пришел к мысли, что  мужчина не вправе отлынивать от того, что  он должен сделать. Службу прошел матросом на Тихоокеанском флоте, а когда демобилизовался, работал у частного предпринимателя. Возвращаться на учебу  в университете не стал, но продолжил образование  заочно в Красно­слободском зооветеринарном техникуме. Со  мной учится и брат Павел, с ним  на практике осваиваю  секреты  и технологию современного животноводства на собственной молочной ферме.

Еще в 2020 году на ферме Александра Кибакова было только 5 коров.  В конце  прошлого на ней насчитывалось уже 65 голов  КРС, из которых 25 – коровы, правда, не лучшие пока по продуктивности.  В планах фермера – довести молочное поголовье до 50   коров с высоким удоем.

Районная власть и региональный Минсельхоз помогли ему в аренде пастбищ,  кормовых угодий, не остаются в стороне и при комплектовании фермы молочным скотом: из сельхозпредприятия соседней Богдановки продали  Кибакову пять  продуктивных первотелок.  Оказывают помощь и в приобретении техники. Еще до окончания     2021 года ферма произвела 130 тонн молока, и все оно – высшего сорта!

— Коров мы доим в молокопровод, — говорит Александр. – В молочном блоке есть зал для доения одновременно трех коров, из него молоко поступает в танк-охладитель. Два раза в неделю  машина молокозавода   увозит молоко на переработку.  Но есть у меня и мечта о собственной переработке молока на   сметану, масло, творог, а может, и сыр.

«Это и есть моё»

В беседе   Александр признался: «Наверное, мне   нужно было сразу  после окончания школы пойти учиться на зоотехника.   Я понял, что это и есть мое. Но тем, что  не получил диплом строителя, ничуть не расстроен. Разве мало людей с вузовскими дипломами, которые работают охранниками и  продавцами, не получая    радости от того, что    делают? Да и больших денег тоже не получают.  А у меня есть  любимое дело, в котором    и приобретенные  на строительном факультете знания помогают мне  уверенно  чувствовать себя на фермерской стезе».

Вот такими рассуждениями  поделился со мной Александр. Ему только 30 лет, но в словах парня  я уловил   уверенность умудренного жизненным опытом  мужчины и  удовлетворение тем, чем он занимается сейчас в жизни.

— А что думает о твоем решении посвятить себя фермерству супруга? – спросил я.

— Не знаю, — ответил Александр. — Жены у меня пока  нет. Но хочу, чтобы и она  разделяла все то, чем я живу и чему радуюсь каждый день.   Фермерское хозяйство — это ведь, как маленький колхоз, в котором ты   и председатель, и рабочий.  Но наемный рабочий, в отличие от фермера, который невидимыми нитями привязан к своему производству,  в любой момент может поменять место работы.  А  я свой выбор сделал, и  изменять ему не хочу и не буду.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости