1.2 C
Саранск
Четверг, 28 марта, 2024
spot_img

АКРА повысило кредитный рейтинг Мордовии до уровня BB+(RU), измерив проект на “стабильный”

Повышение кредитного рейтинга Республики Мордовия (далее — Республика Мордовия, Республика, Регион) обусловлено существенным снижением долговой нагрузки по итогам 2022 года благодаря получению Регионом экстраординарной поддержки со стороны вышестоящего бюджета, а также отсутствием потребности в привлечении заемных средств для финансирования капитальных расходов. 

Уровень кредитного рейтинга Республики учитывает умеренные показатели долговой нагрузки и бюджетного профиля, а также объем накопленной ликвидности, достаточный для финансирования прогнозного дефицита бюджета. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают умеренно низкий экономический профиль и невысокая доля собственных бюджетных доходов наряду с высокой долей капитальных трансфертов в капитальных расходах Региона. 

Республика Мордовия входит в состав Приволжского федерального округа. В Республике проживает порядка 0,8 млн человек (0,5% населения РФ). По данным Региона, его валовый региональный продукт (ВРП) в 2021 году составил 303 млрд руб., а в 2022 году — 329 млрд руб. 

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ ОЦЕНКИ 

Долговая нагрузка заметно снизилась в связи с экстраординарной поддержкой со стороны вышестоящего бюджета. На 01.01.2023 долг Республики составил 33,8 млрд руб., что на 32% меньше показателя за 2021 год. Уменьшение объема долга стало возможным благодаря получению Регионом дотаций на 16,0 млрд руб. в целях поддержки мер по обеспечению сбалансированности бюджета. Эти средства позволили досрочно погасить порядка трети бюджетных кредитов и половину банковского долга. Долговой портфель на начало 2023 года был представлен бюджетными и банковскими кредитами в соотношении 91 и 9% соответственно. По итогам 2022 года сформировался график погашения долга, не предполагающий значительных пиковых выплат, при этом подавляющая доля долговых обязательств подлежит погашению после 2025 года с учетом некоммерческого характера большей части этих обязательств. В текущем году Республике предстоит погасить или рефинансировать 10% долга (почти полностью это банковские кредиты), а в 2024 году — менее 0,5%. Несмотря на низкую долю краткосрочного долга, риски рефинансирования обязательств, как полагает Агентство, для Региона существенны, учитывая значительный объем долга. В 2023 году Республике необходимо погасить 3,3 млрд руб. долга, что превышает 10% плановых налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД). 

На конец 2022 года соотношение долга и текущих доходов Республики снизилось до 64% против 90% по итогам 2021-го, что оценивается как умеренный уровень долговой нагрузки. В 2023 году на фоне ожидаемого снижения текущих доходов этот показатель может вырасти до 71%, что также соответствует умеренному уровню. По итогам 2022 года соотношение долга и ННД Республики опустилось ниже отметки в 100%, а в текущем году, как полагает Агентство, не превысит 110%. 

Соотношение усредненных за 2019–2023 годы процентных расходов и совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций)составит не более 2%. Соотношение усредненных долга и ВРП Республики окажется на уровне примерно 12%. 

 
Накопленная ликвидность позволит профинансировать прогнозный дефицит бюджета. С начала 2022 года остатки на счетах были сопоставимы со среднемесячными расходами Региона. В связи с финансированием прошлогоднего дефицита бюджета (рассчитанного без учета дотаций, направленных на погашение долга) объем остатков сократился на 0,8 млрд руб. и составил 2,7 млрд руб. на 01.01.2023. Как следует из актуальной версии закона о бюджете Республики, накопленные остатки на счетах будут примерно на три четверти использованы для финансирования прогнозного дефицита бюджета в 2023 году. 

Коэффициент ликвидности бюджета (без учета средств автономных и бюджетных учреждений) по итогам 2023 года составит 52%. 

По данным Региона, объем просроченной кредиторской задолженности республиканского бюджета на 01.10.2022 не является критичным. 

Невысокая доля собственных доходов при отсутствии потребности бюджета в привлечении заемного финансирования. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов Региона за 2019–2023 годы составит 7%. При этом баланс текущих операций по итогам 2023 года станет слабоотрицательным, что свидетельствует о достаточности текущих доходов лишь для финансирования большей части текущих расходов. 

Усредненное соотношение капитальных и совокупных расходов бюджета (за вычетом объема субвенций) за 2019–2023 годы будет умеренно высоким и составит 15%. Как отмечает Агентство, последние три года Республика ежегодно финансирует примерно две трети капитальных расходов за счет трансфертов из федерального бюджета, что негативно влияет на оценку гибкости бюджетных расходов. 

Усредненная доля ННД в доходах Региона (без учета субвенций) за указанный выше период составит 56%, что соответствует умеренному уровню собственных доходов. Значение показателя указывает на значительную зависимость Региона от вышестоящего бюджета. 

Соотношение усредненных за 2019–2023 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов прогнозируется на околонулевом уровне. Прогнозное значение МБД на 2023 год указывает на достаточность собственных средств Региона (включая остатки на счетах) для финансирования прогнозного уровня капитальных расходов в текущем году без привлечения заимствований. 

По итогам 2022 года бюджет был исполнен со значительным профицитом в 44% ННД. Этому способствовало получение из федерального бюджета дотаций на 16 млрд руб., которые были направлены на погашение долговых обязательств. Без учета этих дотаций дефицит составил бы 2% ННД, а для его финансирования использовались бы остатки на счетах. Прирост ННД за 2022 год составил порядка 15% к уровню 2021 года: налог на прибыль вырос на четверть, а НДФЛ — на 16%. Расходная часть бюджета Региона увеличилась на 11% год к году, а прирост капитальных расходов составил 20%. 

Актуальной версией закона о бюджете в 2023 году предусмотрено снижение ННД на 10% в годовом сопоставлении, при этом поступления по налогу на прибыль могут сократиться почти на 10%, а по налогам на товары и услуги — на 21%. Совокупные доходы уменьшатся на 12% из-за возможного двукратного снижения объема безвозмездных поступлений. Планируется, что по сравнению с показателями 2022 года расходная часть бюджета сократится на 10%, а капитальные расходы — примерно на четверть. Ожидаемый дефицит составит 6% ННД, а на его финансирование Регион направит существенную часть остатков на счетах. 

Умеренно низкий экономический профиль со значительной концентрацией на государственном секторе. Наибольшую долю налоговых поступлений Республики сформировала совокупность отраслей обрабатывающей промышленности (усредненное значение за 2018–2021 годы превысило 29%), вторую по величине долю — торговля (порядка 12%). АКРА отмечает существенную концентрацию экономики Региона на госсекторе: усредненное за указанный период значение составило порядка 25%. 

Соотношение усредненных за 2018–2021 годы заработной платы и прожиточного минимума в Республике превышает 3,0. Усредненный ВРП на душу населения в Регионе в 2017–2020 годах составлял порядка 52% от среднестранового показателя. Усредненный за 2018–2021 годы уровень безработицы оказался на уровне 4,5%. 

КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ 

исполнение бюджета Республики в пределах параметров, установленных актуальной версией закона о бюджете; 

использование накопленной ликвидности для финансирования прогнозного дефицита бюджета. 

ФАКТОРЫ ВОЗМОЖНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОГНОЗА ИЛИ РЕЙТИНГА 

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев. 

К позитивному рейтинговому действию могут привести: 

устойчивый рост доли собственных доходов в структуре бюджетных доходов; 

снижение долговой нагрузки до уровня ниже 55% от объема текущих доходов Региона; 

увеличение объема накопленной ликвидности по итогам 2023 года; 

устойчивое снижение степени концентрации экономики на отраслях госсектора. 

К негативному рейтинговому действию могут привести: 

рост соотношения долга и текущих доходов выше 90%; 

увеличение доли краткосрочного долга до уровня выше 20% от совокупного объема долга; 

значительное сокращение объема доступной ликвидности; 

возникновение существенной потребности бюджета в привлечении заемных средств на капитальные цели; 

нарушение правил предоставления бюджетных кредитов, приводящее к досрочному погашению реструктурированной задолженности. 

РЕЙТИНГИ ВЫПУСКОВ 

Эмиссии в обращении отсутствуют. 

РЕГУЛЯТОРНОЕ РАСКРЫТИЕ 

Кредитный рейтинг Республики Мордовия был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности

Впервые кредитный рейтинг Республики Мордовия был опубликован АКРА 08.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Республики Мордовия ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Республикой Мордовия, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Республики Мордовия принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга. 

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий. 

АКРА не оказывало Правительству Республики Мордовия дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были. 

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости