Масленица стучится в двери! Готовьте сковородки, муку и масло, запасайтесь хорошим настроением! С 24 февраля до 2 марта целую неделю — раздолье гурманам и весельчакам: будем ходить в гости и угощать друг друга блинами. Раньше на Масленицу на Руси строили высоченные ледяные горки, ставили карусели и качели. И, конечно, съедали сотни тысяч блинов, приговаривая: «Блин не клин, живота не расколет!»
Встречаем и заигрываем
У каждого дня Масленицы — своё название. Первый день называется «Встреча». Первый испечённый блин раньше отдавали бедным, а мы можем подумать: кому помочь? Какое доброе дело совершить?
Второй день Сырной, то есть Масленичной недели, — «Заигрыш». Люди начинали с гор кататься, хороводы водить. Было принято звать соседей в гости: «У нас горы (ледяные) готовы и блины напечены». Часто за блинами обсуждали будущие свадьбы (играли их уже после Великого поста). Катаясь с горок, молодые люди присматривали невест: хорошая традиция!
«Лакомка» и «Разгул»
«Лакомка» — третий день Масленицы. Название говорящее: снова блинами лакомились. Но ещё доделывали все дела, убирались дома. А тёщи мазали маслицем голову своим зятьям, чтобы те были ласковей к жёнам. Умасливали! Ведь зятья приходили к тёщам на блины.
Блинов в гостях полагалось съесть побольше. Тёщи смотрели: если зять налегал на сладкие блины, то нрав у него добрый и покладистый. Целая наука! Не прав был А.П. Чехов, сетуя: «Если у нас до сих пор и нет научных работ относительно блинов, то это объясняется тем, что есть блины гораздо легче, чем ломать мозги над ними».
Четвёртый день Сырной недели называли «Разгул», он открывал «Широкую Масленицу».
Сейчас это забыто, а раньше главной забавой четверга были кулачные бои. Следили за правилами: не били лежачих, ниже пояса и по затылкам. Сходились «сам на сам» или «стенка на стенку». Сначала — мальчишки от 10 лет и старше, потом парни-женихи, а под конец взрослые. Кстати, дрались не просто так, а чтобы весной «родился сильный урожай»!
В день «Разгула» начиналась и самая удалая езда на тройках.
Зови тёщу в гости!
Пятый день Масленицы — «Тёщины вечёрки». Каждый зять заранее, уважительно приглашал маму своей жены к себе в гости. Отлынивать от древнего обычая было нельзя: не позовёшь тёщу — будет ссора на века.
На блины тёща приходила не одна: с тестем и своими подругами. Всех надо было угостить, а тёща давала молодым советы по семейной жизни, проверяла, как дочка ведёт хозяйство. Всё по-доброму, по-семейному.
Субботу звали «Золовкины посиделки». Золовки — сёстры мужа. Их-то и звали на блины хозяйки. Приглашать женщинам можно было и своих незамужних подруг. Хотя, наверное, вся родня в гости приходила!
Прошу простить
Прощёное воскресенье настраивало гуляк на спокойный лад. Блины доедали, куролесить прекращали. После службы в храме просили друг у друга прощенья за разные обиды. Впереди был Великий пост.
Эх, Масленица! Неужели она — просто «про блины»? Конечно, нет! Это наши традиции, наш культурный код. Как писал Иван Шмелёв, «Масленица… Я и теперь ещё чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны… снежную дорогу… с весёлыми санями, с конями в розанах, в колокольцах и бубенцах».
А ещё раньше в последний день Масленицы по традиции брали штурмом снежную крепость. Символически это было битвой Зимы и Весны, смерти и жизни. В этом – завещание предков для нас: Весна всегда побеждает.
Какие блины любил Пушкин?
Ни за что не угадаете. С припёкой из свёклы. Об этом говорила подруга поэта А.О. Смирнова-Россет: «…блины бывают гречневые, потом с начинкой из рубленых яиц, потом крупичатые блины со снетками, потом крупичатые розовые … со свеклой. Пушкин съедал их по 30 штук, после каждого блина выпивал глоток воды и не испытывал ни малейшей тяжести в желудке».
Припёка — то, что припекается сверху блинов, как начинка. Раньше блины пекли в русской печи. Причём блины на сковородке не нужно было переворачивать, верх у них запекался за счёт горячего воздуха. Вот сверху и клали разную припёку: то щепотку тёртого сыра, то зелень, то острый лучок.
Была даже припёка с селёдкой! Вот старый рецепт:
«Возьмите хорошую сельдь, вымойте её в воде, но не вымачивайте, протрите её с молоками сквозь чистое решето, возьмите столько же на меру протёртых сырых яблок и столько же тёртого пармезана; смешайте всё вместе и употребляйте на припёку». Приятного аппетита!
Слово священнику
«Самое главное на Масленицу — помнить, что Великий пост не за горами, и в него мы должны войти чистыми. …хмельная Масленица пусть останется частью фолклора, а мы давайте …радоваться, но светлой, вдумчивой радостью. Это радость о том, что скоро наступит Воскресение Христово — Пасха», — пишет протоиерей Игорь Фомин.