Символично, что в День народного единства в Саранске стартовал Межрегиональный образовательный форум «Сохранение и развитие языков народов России, популяризация ценностей традиционной народной культуры и ценностного отношения к наследию народов России», проведение которого поддержало Министерство просвещения РФ. Участниками форума стали специалисты, занимающиеся сохранением и развитием языков народов России, школьные педагоги, преподаватели вузов, представители общественных организаций. Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников «Педагог 13.ру», ставший площадкой для проведения форума, собрал около 200 участников, многие из которых подключались к работе посредством онлайн-технологий, что объясняется эпидемиологической ситуацией в стране.
В обсуждении актуальных вопросов сохранения и развития языков народов России, популяризации ценностей традиционной народной культуры и ценностного отношения к наследию народов России участвовали ученые и педагоги-практики Москвы, Ульяновской области, Татарстана, Удмуртской республики, Хакасии, Крыма и других регионов. Учителя городских и сельских школ Мордовии в своих выступлениях рассказали, как развиваются родные языки в республике.
Ректор Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников «Педагог 13.ру» Татьяна Самсонова, приветствуя участников форума, представила Мордовию как поликультурный регион.
— Обучение во всех школах республики идет на русском языке, — отметила она. – При этом детям преподаются родной язык и литературное чтение на родном языке: мокшанском, эрзянском, татарском, русском. Родные языки изучаются в рамках обязательной части учебного плана и продолжаются во внеурочной деятельности: на элективных курсах, кружках. В 141 дошкольной организации работа по изучению мокшанского и эрзянского языков идет в рамках кружковой деятельности. В 23 районах функционируют инновационные площадки по этнокультурному образованию. Анализ изданных в регионе учебно-методических комплексов показал, что при их разработке учтен, в первую очередь, их комплексный характер. То есть они включают лексико-семантические, лексико-фразеологические, лексико-стилистические, словообразовательные, грамматические и другие виды языковых заданий, которые способствуют выработке лингвистической компетенции. В учебно-методических комплексах, которые издаются в нашей республике, доминируют речевые творческие упражнения, задания, целью которых являются развитие у школьников коммуникативной компетенции. Даже на уроках физкультуры детей знакомят с национальными состязательными традициями мордовского народа.
Отметим, что только за последний год в Мордовии издано 11 наименований пособий по родным языкам. Активно идет работа по внесению новых учебно-методических комплексов в федеральный перечень учебников. Мордовия ежегодно проводит Межрегиональную олимпиаду школьников по родным (мокшанскому и эрзянскому) языкам, участниками которой становятся не только учащиеся школ республики, но и регионов с компактным проживанием мордвы. Для победителей и призеров этой олимпиады и других конкурсов ежегодно организуют Межрегиональный образовательно-оздоровительный этнокультурный лагерь «Живи, родной язык».
Татьяна Самсонова отметила, что в школах республики проблем с национальными кадрами нет. Преподавание родных языков, мокшанского и эрзянского, ведут 120 учителей. 251 учитель преподают мокшанский и эрзянский как государственные языки. А на базе Центра «Педагог 13. ру» создана система профессионального развития учителей родного языка и литературы. Разработанные программы позволяют вести широкую работу с педагогами, она включает не только теоретические и практические модули, но и стажировки. Все программы соответствуют требованиям федерального государственного стандарта и запросам современной школы. Для реализации новых задач создана лаборатория этнокультурного образования.
Координатор программ по русскому и родным языкам, эксперт ООО «Верконт Сервис», кандидат исторических наук Александр Лукичев (г. Москва) выделил две главные проблемы, связанные с изучением родных языков, характерных для России в целом. Это ситуация с кадрами, уровень подготовки учителей по родным языкам и ресурсное обеспечение учебниками, пособиями.
Обсуждение актуальных вопросов в рамках форума шло три дня. Участники форума говорили о развитии этнического самосознания у обучающихся, этнолингвистических особенностях формирования двуязычия, этнопсихологических аспектах обучения родным языкам в современных условиях, поднимались и другие темы.
Большой интерес вызвало выступление учителя эрзянского и мокшанского языков лицея № 26 г. Саранска, кандидата филологических наук Александра Данильчева. Он говорил о воспитательном потенциале учебного предмета «Эрзянский язык» в поликультурном общем образовании. В своей работе учитель использует различные формы работы с детьми, в том числе словесные дидактические игры. Условия игры варьируются в зависимости от образовательной задачи. Уроки в форме квеста всегда вызывают интерес у детей. Было, например, «Сказочное путешествие по Мордовии», маршрут которого учитель разрабатывал вместе с учениками. Чтобы пройти по этому маршруту, детям потребовался сбор дополнительного материала. А после экскурсии ребята делились впечатлениями, что помогает формированию навыков диалогической речи.
Подводя итоги работы, участники форума отметили, что вопросы сохранения и развития родных языков остаются актуальными. Необходимо продолжать комплексную творческую работу, направленную на поддержку родных языков, привлекать к ней представителей профессионального сообщества педагогов и ученых, представителей этнокультурных общественных организаций, средств массовой информации.