-3.4 C
Саранск
Четверг, 28 ноября, 2024
spot_img

В Саранске состоялся форум молодых преподавателей родных языков и литературы

В Саранске второй день работает форум молодых преподавателей родных языков и родных литератур Приволжского федерального округа. Он  проходит на базе «Центра образования № 15 —  «Высота» имени Героя Советского Союза М.П. Девятаева».

Начался он с пленарного заседания. Участников форума  приветствовала первый заместитель Председателя Правительства Республики Мордовия Галина Лотванова:

«Это удивительный форум. Коллеги, вы — молодцы, потому, что именно вы сохраняете и развиваете язык, культуру и литературу родного края».

Отдельно слова благодарности Галина Алексеевна выразила учителям мордовских языков, которые, начиная с дошкольных образовательных учреждений, преподают родные языки.

«Мы гордимся своим краем, мы гордимся своей историей, культурой, нашей великолепной Мордовией, где живут люди разных национальностей в дружбе и согласии», — отметила Галина Лотванова.

На повестке дня были вопросы, связанные с преподаванием  родной литературы. Именно родная литература — это и образ жизни, и инструмент в формировании личности, и средство познания  культуры своего народа  и других культур на основе диалога.

«Разница между предметами «литература» и «родная литература» самая простая. При разговоре о ней мы пытаемся вытащить корни и связи, которые связывают нас с этой землей и людьми, «- вот так образно подытожила свое выступление председатель координационного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Людмила Дудова.

Зарина Валеева — ведущий специалист-эксперт управления национального образования Министерства образования и науки Республики Башкортостан рассказала об опыте полилингвальных   многопрофильных школ в регионе. Обучение в таких школах предполагает изучение как минимум двух языков, иногда и более.

«Модель развития полилингвальных образовательных организаций постепенно совершенствуется. Перед нами поставлена задача- построить инновационную систему образования, которая учитывает национальные и этнокультурные особенности региона», — рассказала Зарина Валеева.

Другие эксперты поделились опытом ведения внеурочной деятельности и организации учебного процесса.

«С чего начинается родина?

Родина начинается в сердце каждого с первого вдоха, с первого слова человека, с первой улыбки матери, с осознания себя и своего места в мире, с любви к своей стране», — сказала учитель эрзянского языка из  Ульяновской области Лилия Князькина.

Лейля Гарифзянова приехала из Республики Татарстан, где она вот уже восьмой год учит детей татарскому языку:

«Родина начинается с семьи. Для меня сразу видно, когда ребёнок приходит ко мне в класс, как у него дома относятся к родному языку».

Форум проходил  два дня. Работа велась по следующим тематическим секциям:

корпусная лингвистика на уроке: идём в ногу со временем;

современный урок родного языка и родной литературы: от замысла до реализации;

диалог культур на уроках родного языка и родной литературы; воспитательный потенциал уроков родного языка и родной литературы;

 организация внеурочной деятельности по учебным предметам «Родной язык» и «Родная литература»; преподавание родной литературы в школе: опыт региона;

преподавание родного языка в школе: опыт региона; преподавание родного языка и родной литературы: взаимодействие семьи и школы.

Напомним, его организаторами выступили Минпросвещения России, Институт стратегии развития образования при поддержке Министерства образования Республики Мордовия.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости