Творческая работа, которую 7 декабря пишут все одиннадцатиклассники страны, фактически дала старт экзаменационному марафону выпускников. Это их первый шаг к поступлению в вуз. Итоговое сочинение – обязательный для всех этап, положительный результат за эту работу дает допуск к ЕГЭ, которые ученики будут сдавать в конце учебного года. Сочинение оценивается по системе «зачет-незачет».
Лицей №7 Саранска – один из пунктов проведения ЕГЭ и, соответственно, итогового сочинения. Творческую работу здесь пишут 172 человека – ученики разных школ города. Начало – в 10 часов. На выполнение задания дается 3 часа 55 минут. У ребят с ограниченными возможностями здоровья будет дополнительно 1,5 часа.
Для пишущих сочинение отвели третий этаж. Выпускников рассадили в 12 аудиторий. А ученики лицея в этот день учатся в дистанционном формате. Кроме начальных классов и девятиклассников. Малыши размещаются в отдельном крыле здания, и у них обычные уроки по расписанию. А у девятиклассников — пробный экзамен по русскому языку, они пишут тесты с соблюдением всей процедуры ОГЭ.
«В этом году итоговое сочинение проводится в новом формате, — пояснила до начала экзамена учитель русского языка и литературы лицея №7 Оксана Вергазова. — Раньше мы готовили ребят по пяти направлениям, которые были известны заранее, а конкретные формулировки тем давались уже в аудитории. Сейчас этого нет, мы знаем лишь то, что темы будут складываться из того объема тем, который был накоплен за последние восемь лет. Готовясь к сочинению, мы обращали внимание на полное прочтение литературных текстов, потому что чтение произведения в кратком пересказе не дает возможности учащемуся погрузиться в тему, раскрыть ее и не допустить фактических ошибок. А опора на литературное произведение – обязательное требование к итоговому сочинению. Как минимум, в работе должен быть один литературный аргумент, но предпочтительно два».
Оксана Владимировна – один из экспертов, проверяющих итоговые сочинения выпускников.
«Я работаю в комиссии шесть лет. Каждому учителю приходится проверять порядка 80 работ, — говорит она. – Приятно, что ученики пишут не клишированные работы, в которых присутствует авторское начало, используются разнообразные аргументы. Но из года в год есть тенденция использовать одни и те же литературные произведения. Это книги, которые помогают обратиться ко многим темам: «Капитанская дочка» Пушкина, «Судьба человека» Шолохова, «Тарас Бульба» Гоголя, «Недоросль» Фонвизина», «Гроза» Островского».