На минувшей неделе на площадке Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева ведущие российские ученые-педагоги обсудили актуальные вопросы истории педагогики и образования. Вуз принимал Международную научно-практическую конференцию – XXХIV Сессии научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО.
Конференция проводится с 1985 года и имеет порядковый номер тридцать четыре. Площадка выбрана не случайно. МГПУ им. М. Е. Евсевьева – не только кузница педагогических кадров региона и станы, вуз в авангарде педагогической мысли сегодня и всегда.
— В Год науки и технологий для нашего университета большая честь принимать столь масштабное мероприятие, которое объединило мировых и российских ученых в истории педагогики. Наш вуз педагогический и сегодня, как никогда, важна научная коллабарация, объединяющая студенчество, молодых педагогов, учителей и ученых в данной области, и этот аспект очень важен. Мы сегодня видим, как стране необходим новый учитель, современный. Министерство Просвещения РФ стало инициатором проекта «Модернизация педагогического образования». Мы активно включились в работу, модернизируем не только материально-техническое оснащение, но и содержание учебного процесса,— отметила ректор Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева Марина Владимировна Антонова.
По ее словам, на конференции в Саранске ученые и академики получили возможность задать вектор инновационного, нового в педагогике.
— Педагогика — очень интересная наука. Порой, нам кажется, что мы далеки от неё. Но, с наукой педагогикой связан каждый человек: каждый родитель, каждый преподаватель, каждый студент. Просто нужно внимательнее изучать эту науку, к чему мы вас всех и призываем, — подчеркнула Марина Антонова.
Для обсуждения актуальных вопросов историко-педагогической науки в Саранск приехали десятки ученых со всей страны. География конференции охватила более 20 российских городов и регионов: Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Оренбург, Тверь, Хабаровск, Смоленск, Владимир, Воронеж, Нижний Новгород, Архангельск, Рязань, Ростов-на-Дону, Пенза, Республики Башкортостан, Мордовия, а также Республика Беларусь. Познавательная сессия проводилась не только в очном формате, технологии позволили присоединиться к дискуссии и представителей из других городов и даже стран.
— Впервые эта конференция – сессия проводится в национальном регионе. Немаловажную роль при выборе площадки сыграла приверженность вуза историко-педагогической научной школе, которая была заложена членом корреспондентом Российской Академией образования, профессором, доктором педагогических наук Ефимом Оссовским. Школа развивала научные изыскания в трех основных направлениях. Это история профессионально-технического образования в России, вопросы, связанные с историей развития педагогики и образования в Мордовском крае, а также направление, связанное с первой волной развития истории образования в русском зарубежье, — подчеркнула проректор по научной работе МГПУ им. М.Е. Евсевьева, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Татьяна Шукшина.
От имени Президента Российской академии образования О. Ю. Васильевой в on-line формате участников поприветствовал М. Л. Левицкий, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, и.о. академика-секретаря отделения философии образования и теоретической педагогики РАО. Он назвал конференцию «историческим марафоном сквозь годы и страны ».
— Конференция, которая сегодня проходит в Саранске, имеет очень насыщенную программу. Будут рассмотрены интереснейшие научные изыскания, которые просто необходимы для понимания перспективы. История и как наука, и как социальная практика – уникальный в своём роде феномен. С одной стороны, известна идиома – не помнящий прошлого — не имеет будущего. С другой стороны – по мере увеличения дистанции между прошлым и настоящим, прошедшие события, явления и факты становятся менее четко очерченными, их контуры расплываются в туманной дымке времени. Поэтому важно заниматься исторической наукой. За этим будущее, — сказал Михаил Левицкий.
Заместитель Председателя Государственного Собрания Республики Мордовия Наталья Долматова, приветствуя участников конференции, подчеркнула, что сегодня МГПИ им. М.Е. Евсевьева является драйвером педагогического образования Мордовии.
— Именно здесь внедряются новые технологии и стандарты качества в образовательный процесс, сохраняются лучшие традиции отечественного педагогического образования, имеется сильный педагогический состав преподавателей и научных работников, научное сообщество студентов активно участвует в проектной и научной деятельности. В вузе создан Мордовский научный центр Российской Академии образования. Университет осуществляет поисково-экспериментальную деятельность как федеральная инновационная площадка Минобрнауки России.
Включение в программу исследования исторических и современных аспектов национальной мордовской педагогики должно стать основой для выработки рекомендаций и предложений по совершенствования образовательного регионального пространства.
— Для нас важно, чтобы научные исследования имели практическое воплощение, были полезны в масштабах отечественного и международного образования. Мы понимаем, что позитивные перемены невозможны без самих педагогов, без их участия в системе постоянного педагогического роста, внедрения новых педагогических методик и цифровых технологий, таково веяние времени.
Как это сделать наиболее эффективно, как совместить гуманную педагогику с современной цифровой педагогикой можете сегодня подсказать именно вы, — сказала Н. В. Долматова.
Она вручила благодарности Государственного Собрания Республики Мордовия члену-корреспонденту Российской академии образования М. В. Богуславскому, академику Российской академии И. Д. Лельчицкому, профессору Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования А. Н. Шевелеву.
— Это больше чем просто конференция, это съезд лучших педагогов страны, — отметил Михаил Богуславский. — Как вы знаете, в нашей стране истории уделяется приоритетное внимание. Сейчас у России три главных союзника: нефть, газ и история. Именно они никогда ее не подводили и никогда не подведут. В МГПУ им. М.Е. Евсевьева на протяжении столетия развиваются три школы истории педагогики. Марина Владимировна Антонова– это ведущий культуролог, а Татьяна Ивановна Шукшина историк мордовской педагогики. Вуз сегодня развивается, как стартующая ракета.
Поприветствовала гостей заместитель Директора Департамента по социальной политике Администрации Саранска – начальник управления образования Оксана Шуляпова. Также к работе заседания в режиме видеоконференции подключились коллеги из Института современных знаний им. А.М. Широкова из г. Минска Республики Беларусь. К участникам с пожеланиями успешной работы обратилась И. И. Петрашевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин и менеджмента.
Доклады пленарного заседания были посвящены актуальным вопросам педагогики. Каждый участник мог почерпнуть из услышанного массу полезной информации.
В завершении пленарного заседания педагогам были вручены заслуженные награды. Медаль «За заслуги в развитии истории педагогики» имени З. И. Равкина получили доцент кафедры педагогики МГПУ им. М. Е. Евсевьева В. И. Лаптун, профессор кафедры отечественной и зарубежной истории и методики обучения МГПУ им. М. Е. Евсевьева Т. Д. Надькин, доцент кафедры педагогики и менеджмента в образовании Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина Н. П. Щетинина.
Диалог исследователей образования продолжился на заседаниях секций. В центре внимания ученых и студентов: вопросы пространства и времени, диалога педагогических культур в истории педагогической мысли, диалог зарубежной и отечественной педагогики; межкультурное взаимодействие в мордовской народной педагогической традиции и другие. В дружеской атмосфере рождались новые мысли и полезные идеи.
Конференция продлилась четыре дня, затем эстафета творчества и знаний была передана Организатору XXXV Сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО, которая пройдет в следующем году в Вологодском государственном университете.