Чтобы найти «IT-куб» в Саранске, не нужно искать здание геометрически правильной формы. Достаточно прийти во Дворец детского творчества на ул. Грузинской, 25. Здесь Республиканский центр дополнительного образования детей разместил Центр цифрового образования «IT-клуб».
Созданию таких инновационных образовательных площадок по всей стране помогает национальный проект «Образование». Открытие «IT-куба» в Саранске состоялось 16 сентября. В кабинетах еще висят красочные воздушные шары, украсившие кабинеты в честь праздничного открытия, участником которого был и руководитель региона Артём Здунов. Здесь занимаются дети в возрасте от 7 до 14 лет. По мере усложнения программы возраст участников повысится до 18 лет. Набор желающих в группы заниматься программированием продолжается.
«IT-куб» — это шесть граней, шесть направлений, которые осваивают школьники:
1. Программирование роботов
2. Программирование на языке Java
3. Программирование на языке Python
4. Кибергигиенаи большие данные
5. Мобильные разработки
6. Основы алгоритмики и логики
Обобщая, можно сказать, что детей учат основам программирования. Но все-таки в каждой группе – своя направленность.
— Наша главная задача – сделать так, чтобы детям было интересно, — говорит руководитель «IT-куба» Александр Попов. – Начинаем с азов и стараемся рассказывать простым языком. Самые юные ученики изучают основы алгоритмики и логики. Здесь их знакомят с простым языком программирования Scratch, где действия описаны словами и выделены цветными блоками. Дети изучают простейшие алгоритмы, что помогает подготовить их к следующему уровню. Ребята постарше осваивают Java и Python, которые входят в тройку самых популярных языков программирования. Отдельное направление – кибергигиена, которое учит свободно ориентироваться в мире больших данных, работать с персональными данными и не попадаться на уловки мошенников, которых предостаточно в сети.
Интереса детям добавляет, видимо, и то, что работают с ними молодые педагоги – это студенты и магистранты МГПУ им.М.Е.Евсевьева. Средний возраст преподавателей – 22 года. Для них это и получение педагогической практики, и заработок.
Вот мы зашли в кабинет, где занятие по робототехнике ведет Дмитрий Алексеевич Карабанов. Говорит спокойно, терпеливо разъясняет неугомонным почемучками, что икак сделать, из-за чего у них что-то не получается. Кажется, юноше, которого проще представить на дискотеке или на футбольном поле, в профессии педагога по-настоящему комфортно.
А дети – они делают вид, что уже серьезные программисты. Большинство из них, правда, еще даже не начали изучать информатику: в школе она начинается в седьмом классе, а здесь есть ребятишки и помладше.
Ученики школы №9 Илья Ларин и Матвей Савельев еще только в пятом классе, а в «IT-кубе» учатся создавать мобильные приложения. С умным видом объясняют, как и что делают. Каждый, оказывается, по-своему решает поставленную задачу. Но результат получается одинаковый. Тестовые работающие приложения они тут создают за одно занятие. Проверяют их на ноутбуках, планшетах, смартфонах.
— Даже в робототехнике мы делаем упор на программирование, — поясняет Александр Попов. – Конструирование роботов – это тоже важная составляющая, но мы углубляемся в программы. Это поможет сформировать у детей инженерное мышление. Оно, конечно, отличается от программистского, но если человек умеет программировать, то освоить инженерные науки ему будет проще. Сначала ребята работают с виртуальными роботами, пишут для них программы. Но, когда они будут собирать своих роботов или базовые модели и начнут переносить программы, которые они делали для виртуального мира, в реального робота, они непременно столкнутся с какими-то проблемами. И тогда научатся решать их, понимать и анализировать ситуацию. Ведь нужно будет найти ответы на возникающие вопросы: что не работает, почему, как исправить. Будут использоваться элементы физики, мехатроники.
Ох, уж эти юные программисты… Их порой за ноутбуком даже не видно. Первоклашек гимназии №12 Еву и Сережу за партой и не разглядеть, а они метят все туда же – в программисты.
— Буду создавать такие игры, чтобы всем было интересно, — делится своими планами девочка. – И сама буду играть, и подружкам предположу.
— Любишь компьютерные игры?
— Да, но родители ругают, что много играю.
Сложно ли учиться в школе, ее одноклассник Сережа еще не понял.Но уже уверен, что в «IT-кубе» много интересного и полезного.
— А если в гимназии будет много домашних заданий? Вытерпишь ли ходить сюда весь учебный год?
— Да, — мальчик настроен решительно.
— Будешь ходить, что бы ни случилось?
— Да. Буду.