5.2 C
Саранск
Четверг, 28 октября, 2021

Уроженец Саранска Иван Прохоров выиграл «серебро» Международной биологической олимпиады

 

В этом году за победу на 32-й Международной олимпиаде по биологии –IBO-2021 боролись 304 школьника из 76 стран. За нашу страну выступал квартет из ребят, показавших высший результат на аналогичном российском состязании. В их числе москвичи Евгений Яйлоян и Давид Жеглов, нижегородец Михаил Хандохини, уроженец Саранска Иван Прохоров, завоевавший «серебро» мирового первенства.

Монитор вместо микроскопа

В этом году обязанности хозяйки Международной биологической олимпиады достались Португалии. Однако из-за эпидемиологической ситуации организаторы решили проводить состязания в онлайн-формате. Задания включали вопросы по клеточной и молекулярной биологии, анатомии и физиологии растений, животных и человека,  генетике и эволюции, экологии.

— Олимпиадные испытания мы выполняли в одной из аудиторий биологического факультета Московского госуниверситета. На мой взгляд, задания международной олимпиады были не такие сложные, нежели на российской, — считает Иван Прохоров.

В общем-то, стены биофака МГУ им. М.В. Ломоносова для членов российской сборной за последние полгода стали, можно сказать, родными. Поскольку там прошла большая часть их предолимпийской подготовки. А, кроме того, они неоднократно стажировались в сочинском Образовательном центре «Сириус», где с талантливыми старшеклассниками занимались педагоги специализированных отечественных химико-биологических школ, мэтры науки. Иван там побывал трижды.

И в целом, последний учебный год у него получился достаточно плодотворным. Он стал призёром всероссийской олимпиады по астрономии и победителем всероссийской биологической олимпиады.

— Разумеется, гораздо интереснее соревноваться очно, — признаётся теперь уже призёр мирового первенства Иван Прохоров, — особенно, если нужно выполнять лабораторные задания, например, с микроскопом, препаратами, реагентами. А нам проводить опыты пришлось посредством компьютерной графики.

Учиться можно удалённо

Впрочем, современным школьникам уже не привыкать к общению в онлайн. Тем более пандемия ещё весной 2020 г. заставила и учеников, и их наставников перейти на удаленное обучение. По этому поводу возникало немало споров и дискуссий.

— Пожалуй, наибольшие проблемы с дистанционкой возникли в младших классах, где дети только начинают осваивать основы и учителям сложно на расстоянии удерживать их внимание. А в старших классах при желании можно успешно заниматься и удалённо. При условии взаимной заинтересованности наставника и ученика, — говорит Иван, опираясь на собственный опыт.

Выпускной одиннадцатый класс он учился онлайн в школе Московского Центра педагогического  мастерства. Только ЕГЭ по русскому языку ездил сдавать очно. И по окончании 11 классов вместе с аттестатом он получил сразу две золотые медали за особые успехи в обучении – московскую и российскую.

А вот награды победителям и призёрам Международной биологической олимпиады пока не вручили. Говорят, медали IBO-2021, в лучшем случае, найдут своих героев через год. Но российских олимпийцев это не особо огорчает. Главное, они уверенно заявили о себе на мировом уровне и в качестве самого ценного на сегодня приза – зачислены вне конкурса на биологический факультет Московского госуниверситета.

Космос. Плавание. Живопись…

Интересно, что сначала Иван учился в престижной 12-й саранской гимназии. Класса с седьмого начал участвовать в предметных олимпиадах по физике, математике и т.д.
Говорит, с раннего детства его, как, наверное, многих манили таинственные космические дали, он с упоением читал различную научно-популярную литературу о звездах, далёких галактиках и т.п.

Как большинство подростков, Ваня успел попробовать свои силы и в творчестве, и в спорте. Освоил игру на шестиструнной гитаре, несколько лет занимался плаванием, даже добивался неплохих результатов среди ровесников.

Пять лет отучился в «художке». Бабушка Зоя Алексеевна сетует, что выпускной диптих, написанный внуком по мотивам приключенческого романа Роберта Стивенсона «Остров сокровищ», остался в школе: «Я бы Ванины работы с удовольствием повесила дома».
Да, читать он любит до сих пор. Правда, теперь максимум времени отводит не художественным произведениям, но, в основном, специальным научным изданиям.

Селекция талантов

К биологии Ивана приобщила учительница 12-й гимназии Ирина Викторовна Тавторкина. И по-настоящему он увлекся наукой, побывав на летних сборах региональной экологической организации «Зелёный мир».

— У нас в гимназии были отличные учителя и замечательный коллектив, — вспоминает юноша. – Но всё-таки там гуманитарная направленность. И в старших классах я понял, что мне недостаточно базовых знаний по точным наукам, предусматриваемых программой лингвистической гимназии.

После восьмого класса он поступил в Республиканский лицей для одарённых детей. Там наряду с опытными учителями лицеистам  преподавали  и молодые вузовские учёные, профессора МГУ им. Н.П. Огарёва, среди них доктора биологических наук Татьяна Силаева, Вячеслав Кузнецов, дважды лауреат Всероссийского конкурса учителей биологии Виктория Ушкина, к слову, в 2007 году выигравшая «бронзу» Международной биологической олимпиады школьников. А, кроме того, в лицее давалось больше внеурочного времени для занятий биологией, астрономией и другими дисциплинами – на выбор.

А потом на личную электронную почту Ивана пришло письмо из Московского Центра педагогического мастерства с предложением продолжить обучение в их школе. Его, как призёра регионального этапа всероссийских олимпиад, готовы были зачислить на профильное направление без вступительных испытаний.

Но дело даже не в испытаниях. Внимательно изучив предлагаемые условия, промониторив результативность учеников школы Центра педагогического мастерства, взвесив все «за» и «против», Ваня решил принять предложение. Ну, а родители не стали возражать.

Московская школа теперь с гордостью подчёркивает: «…наш выпускник Ваня Прохоров завоевал серебряную медаль на 32-й Международной биологической олимпиаде».

«Буду рад, если мои знания пригодятся Мордовии»

Хотя Иван считает, что  определенную долю в его достижения внесли все, кто делился с ним своими знаниями и опытом, кто, так или иначе, оказал влияние на формирование его личности, – учителя саранской гимназии и республиканского лицея, воспитатели и ребята-единомышленники «зеленомировцы», вузовские учёные и тренеры в спортивной секции. И, конечно, близкие – мама, папа, бабушки, дедушки. Кстати, среди его предков и родственников раньше не было биологов. Он первый!

Иван думает посвятить себя фундаментальным исследованиям в области биохимии, молекулярной биологии. Хотя признаётся, что интересно совмещать научные исследования с преподавательской практикой. Допустим, сейчас он с удовольствием занимается с саранскими старшеклассниками, увлеченными биологией.

— Я буду рад, если мои знания пригодятся. Готов всегда сотрудничать и помогать учителям, школьникам нашей республики, — говорит Иван Прохоров. И не исключает вероятности, что после вуза дипломированным специалистом вернётся в родную Мордовию. 

Поделиться
-
 

Новости партнеров

Последние новости

Поделиться