15.7 C
Саранск
Пятница, 19 апреля, 2024

Учитель технологии из Саранска Николай Кемаев: «В классе страшнее, чем в армии»

На городском конкурсе «Учитель года» члены жюри высоко оценили педагогическое мастерство 30-летнего Николая Кемаева, он вошел в «пятерку» суперфиналистов. Но и те, кто не видел его конкурсных выступлений, а пришел только на награждение, отметили, что педагог выделяется на фоне других конкурсантов. Учительская среда, как известно, очень консервативна… А он — в клетчатом пиджаке, с галстуком-бабочкой, с модной прической. Можно предположить, что это учитель истории, французского языка или даже этикета. Про то, что это трудовик, думается в последнюю очередь. 

Простите меня, учителя технологии, я знаю, что ваш предмет сейчас называется именно так. И знаю, что в разных школах урок технологии выглядит по-разному. У одних это те же труды, что были в советское время: девочки учатся шить и кулинарить, мальчики делают разделочные доски, полочки для мам. У других – занятия художественно-эстетического направления. У третьих – дополнительные уроки информатики, так называемые информационные технологии. Так вот, у Николая Сергеевича Кемаева, который работает в саранской школе №39, самые настоящие уроки труда. При этом он искренне любит свою профессию. Выбирая специальность после школы, поступал не куда придется, а слушая свое сердце. 

Сегодня не только сам Кемаев участвует в профессиональных состязаниях, но и его ученики охотно идут на конкурсы, олимпиады. Так, десятиклассник Макар Нестеренко в этом году стал победителем муниципальной олимпиады по технологии, восьмиклассник Вова Егоров занял первое место на межрегиональном фестивале декоративно-прикладного творчества «Параскева-рукодельница». Их работы впечатляют! Егоров занимается изготовлением макетов: он делал дворянские усадьбы, Пайгармский монастырь. А Нестеренко в этом году сделал из дерева полуакустическую гитару, и к ней – усилитель. Инструмент работает! Парень окончил музыкальную школу по классу баяна, а теперь самостоятельно осваивает игру на гитаре – на той самой, которую сделал своими руками.

1 13

— Николай Сергеевич, расскажите, как современный молодой человек становится учителем технологии? Извините, но в обывательском представлении трудовик – это пожилой дядька, который, конечно же, за свою жизнь научился работать руками и может передать имеющийся опыт мальчишкам. Но в школе он, скорее, не из-за большой любви к детям, а ради приятного времяпровождения в мастерской. 

— Учителя технологии бывают разные. У меня это был осознанный выбор, я знал, что работать учителем технологии мне понравится. Может быть, потому что у меня были хорошие учителя. Я человек сельский, из села Старое Чамзино Большеигнатовского района. Дед всегда плел корзинки из ивовых веток, и мы с братом у него учились. Вместе с отцом строили двор, ставили баню, много чего еще делали. И после школы я поступил в Ичалковский педагогический колледж, по диплому я учитель технологии и изо. Затем продолжил обучение в пединституте, там я получил две специальности: «Изобразительное искусство» и «Педагогическая психология творческой деятельности». С первого курса меня, правда, забрали в армию, отсрочкой я воспользовался еще в колледже, но потом восстановился. И уже на втором курсе мне предложили работу в школе. Доучивался я по индивидуальному плану. 

— И каким был первый урок? Где страшнее в двадцать лет: в армии или в классе? 

— Мне было двадцать два. И в классе было страшнее. В армии просто исполняешь приказы. А в школе первое время тяжело. Дети же смотрят на тебя, оценивают, что ты умеешь, как ты ведешь себя. Моя задача изначально состояла в том, чтобы показать, что я сам умею, рассказать о профессиях, которые могут быть интересны мальчишкам, обучить житейским навыкам, которые мужчине всегда пригодятся. Мы изучаем деревообработку, как заменить электропроводку, как поменять кран. 

— Даже проводку? 

— Да, в восьмом классе изучаем электротехнику и бытовое обслуживание предметов домашнего обихода. Кроме того, только своими руками можно сделать эксклюзивные элементы декора для своей квартиры, подарки. К Новому году, например, ребята делали резные игрушки из дерева: на подставке и которые вешаются на елку. На 8 марта дарили мамам кулоны, обереги, сделанные своими руками. Мы же помним, что лучший подарок – это тот, который сделан своими руками.

— Думаю, современные дети, скорее скажут: а зачем мне это уметь, я лучше в магазине куплю. 

— Да, так и говорят. А я говорю, что можно сделать оригинальный подарок другу своими руками и не тратить на это много денег. То, что сделано руками человека, без применения станка, ценится во все времена. В магазинах это стоит очень дорого. 

— А на станках не работаете? 

— Работаем. У нас есть токарный станок по дереву. Простейшие приемы точения дерева начинаем изучать в шестом классе. В седьмом и восьмом идут работы посложнее. Работать на станке детям всегда интересно, для них это что-то новое, что до этого они не пробовали. 

3 9

— Какие еще виды работ способны увлечь мальчишек? 

— Например, ребятам интересна техника тиснения по фольге. Сейчас данную технику в школах практически никто не изучает, а в советское время она была популярна. 

— Это то, что тогда называли чеканкой? 

— Да, только это более легкий способ — чеканка по фольге. Здесь есть психологический момент: дети видят результат своего труда, чего, наверное, нет на других уроках. Кому-то нравится математика, кому-то история, биология, но мы должны показать детям все многообразие профессий. На урок технологии дети приходят, как правило, с удовольствием. На остальных уроках они напрягаются, а здесь расслабляются и в физическом, и в эмоциональном плане. 

— Скажите, а «двойки» ставите? И что нужно сделать, чтобы получить «двойку» на технологии? 

— Бывало, но очень редко. Не за четверть, а в текущих оценках ставил «двойку». В воспитательных целях. Дети ведь разные бывают, иногда не хотят работать, вредничают. Но у ученика всегда есть возможность исправить отметку, выполнив ту работу, которую он недоделал. 

— А Вам самому чем больше нравится заниматься? 

— Не могу выделить что-то одно. Нравится работа с кожей, токарная обработка древесины, резьба, выжигание, увлекаюсь выпиливанием лобзиком. В разное время разное нравится, тут как вдохновение придет… 

— А как же художественное творчество? 

— Было время, занимался графикой, живописью. Сейчас на это просто нет времени, я полностью отдал себя прикладному направлению, технологии.

Татьяна НИКИТИНА

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости