Приехав на выходные в родное село Редкодубье Ардатовского района, случайно встретила своего учителя русского языка и литературы – Шинелеву Прасковью Анатольевну. За теплым разговором вспомнили с ней о нашей работе в школьной газете «Школьный калейдоскоп».
— А помнишь, как в 2018 году ездили к Павлу Ивановичу Бурнаеву? Какой тогда интересный материал получился! – напомнила мне Прасковья Анатольевна.
— Конечно, помню!
Этот разговор натолкнул нас на идею рассказать о мудром руководителе и Учителе с большой буквы.
Встреча спустя 5 лет
Мы созвонились, Павел Иванович сразу вспомнил кто я и с радостью согласился на встречу. Подходя к дому, волновалась, как в школьные годы. Встретила меня Валентина Николаевна, жена Павла Ивановича. Проходя в дом, я увидела его — добродушного человека, который с улыбкой встречал у самого порога. Он почти совсем не изменился, обычный человек, убеленный сединой, с немалым жизненным опытом. Волнение сразу исчезло, встретили как свою, усадили за стол, чаю налили, угощения поставили, а хозяйка рядышком ходила, приговаривала: «Паша, дай человек чай попьет. Кушай, не стесняйся!»
Разговор наш начался очень легко. Сразу было видно, что учитель русского языка и литературы. Поставленная, уверенная речь, умение с первых минут заинтересовать собеседника.
Начало пути
Родился Павел Иванович в 1941 году в с. Поводимово Дубенского района. Несмотря на трудное военное и послевоенное детство, у юного Павла была огромная тяга к знаниям. После школы окончил МГПИ им. М.Е. Евсевьева в Саранске.
— По распределению сразу попали в Редкодубскую школу?
— Нет, что Вы. Сначала в 1967 году попал в Каласевскую среднюю школу, где начал преподавать русский язык и литературу. Потом работал завучем в этой же школе. Любимая работа, семья, лес, рыбалка. Все меня устраивало, к высотам не стремился, – вспоминает собеседник.
Весной 1978 года Павла Ивановича вызвали в райком и предложили возглавить Редкодубскую школу. Не хотелось расставаться с лесом, любимой рыбалкой, да и не рвался завуч в руководители.
— Меня тогда утешили, поезжай, говорят, ничего не теряешь.
На этом и сошлись. Так и стал Павел Иванович директором пока ещё восьмилетней Редкодубской школы. Не всё, конечно, сразу было гладко. Жилья не было, приходилось ездить на мотоцикле из Каласева, следить, как ведутся строительные и отделочные работы.
И вот настал долгожданный день, 1 сентября 1978 года школа распахнула свои двери для учеников. Это был настоящий праздник для жителей Редкодубья, ведь теперь не нужно было детям добираться до Турдаковской школы, а некоторым и до Ардатовской.
Через несколько лет статус восьмилетней школы изменился, она стала средней. В 1983 году школа по всем показателям была признана лучшей в районе. Дела шли в гору.
1985 год. Раздается звонок, вызвали директора в райком партии.
— Я сразу почувствовал что-то неладное. Приехал туда, открываю двери, а там – министр образования республики, с которым я был знаком. Первое, что я от него услышал: «Ну, Паша, ты попался…»
Сказал, что нужно возглавить Ардатовскую коррекционную школу. Деваться некуда, снова переезд, и снова новый коллектив.
Так Павел Иванович стал директором Ардатовской школы-интерната для детей с нарушением зрения. За полтора года там освоился, сроднился с коллективом и проработал до выхода на заслуженный отдых.
Верный друг, мудрый руководитель и наставник
Так называют его бывшие ученики, коллеги. Династия Чикнайкиных многим знакома. Альбина Александровна и Василий Никитич начинали свой педагогический путь в Каласевской школе, где уже работал Павел Иванович.
— Когда я вошла в учительскую, он сидел за столом, я подумала, что он директор, и обратилась к нему. А он мне: «Что Вы, я не директор, я завуч», – вспоминает Альбина Александровна.
С тех пор их семьи дружат и по сегодняшний день. Прошли они вместе Каласевскую, Редкодубскую школы. Вместе с Василием Никитичем строили учительский домик в Редкодубье.
Как руководитель Павел Иванович был очень умный, тактичный человек. Вспоминает, что никогда в коллективе не было ни у кого с ним конфликтов, родители всегда благодарили его.
Ученики также тепло вспоминают его.
— Боялись его как директора?
— Знаете, нет. Мы не боялись, мы уважали его. Его уроки всегда проходили легко, он мог заинтересовать детей. А как он учил грамоте! Даже те, кто учился плохо, его предмет знали на отлично, – вспоминает одна из его учениц.
Года идут, а талантливого учителя и директора до сих пор вспоминают добрым словом. Ученики дарят подарки, поздравляют с праздниками, приходят навестить и просто узнают, как дела. Коллеги вспоминают его советы, которые ещё много раз пригодились не только в педагогической сфере, но и в жизни. Вот такой он Павел Иванович Бурнаев – замечательный друг и мудрый наставник.
Олеся МАКСИМОВА.