10.3 C
Саранск
Среда, 24 апреля, 2024

Три базовые школы РАН в Мордовии — это совершенно уникальная ситуация

В Мордовии создано три базовые школы Российской академии наук. С нового учебного года в этом статусе существуют лицеи №7 и №43, гимназия №19 г. Саранска. Создание базовых школ РАН – это совместный проект Академии наук и Министерства просвещения РФ, получивший одобрение Президента. Что дает новый статус школе, как он изменит жизнь учеников и их наставников? Зачем вообще академикам школы? О новом проекте в интервью «ИМ» рассказал заместитель начальника Управления по взаимодействию с госорганами и научным сообществом РАН, кандидат педагогических наук Александр Соломатин. 

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 1}
 
— Александр Михайлович, небывалое дело – академики идут в школу. Значит, это им для чего-то нужно? 

— Заинтересованность Академии наук — в том, чтобы обеспечить приток молодых кадров в отечественную науку и в сферу высоких технологий. В последние годы эта задача решается все более успешно: создаются новые лаборатории, формируется положительный образ ученого. Но мы считаем, для технологического прорыва этого недостаточно. Нам нужно новое поколение ученых, которые будут решать современные исследовательские задачи. Именно поэтому Академия наук решила заниматься развитием исследовательских способностей молодежи, начиная со школьной скамьи. Задача сложная. Кто он, молодой ученый? Это молодой человек, обладающий исследовательскими умениями, ориентирующийся в большом объеме информации, умеющий увидеть и классифицировать проблемы, сформулировать гипотезу, поставить задачи и отобрать исследовательский инструментарий для их решения, провести исследование, обобщить и сделать выводы. Нам хотелось бы, чтобы эти сложные умения формировались со школьной скамьи. Конечно, школы и сейчас этим занимаются. Но можно делать это более эффективно, более качественно, с привлечением ресурсов Академии наук. 

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 2}

— Какими ресурсами может поделиться РАН? 

— Проект предполагает три направления: дети, учителя, материальная база. Во многих школах достаточно успешно организовано взаимодействие с вузовскими преподавателями. Мы предлагаем такую формулу: «Ученые — к детям, дети — к ученым». В рамках нашего проекта со школами должны работать ученые — это люди, которые являются созидателями нового знания, а не просто занимаются интерпретацией, методическим осмыслением научного знания, это те, за кем есть научная школа. Важно, чтобы именно такие люди работали с детьми, потому что их особая аура, их мышление, харизма способны увлечь школьников. Нам бы хотелось, чтобы ученые приходили в школы, а дети — в лаборатории к ученым. Знание может быть интересным, может ориентировать и вызывать мотивацию, если только оно имеет прикладной характер, если можно увидеть, как оно работает. 

— Но вряд ли на ежедневные занятия к школьникам будут приезжать академики из Москвы…

— Не каждый день, но будут. Координацию проекта в регионе обеспечивает Мордовский госуниверситет, и он определяет тех людей, которые будут задействованы в проекте. Но уже в этом учебном году профессоры Академии наук проведут в базовых школах РАН, в том числе в Саранске, научно-популярные лекции, открытые уроки, «круглые столы». Профессоры РАН — это достаточно молодые, но очень успешные, сильные доктора наук. Уже определены несколько сотен тем для лекций, назначены даты проведения занятий. 

— А что касается учителей и материальной базы? 

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 3}

— Здесь предлагаем такой же принцип: «Учителя — к ученым, ученые — к учителям». Мы признаем существующую систему повышения квалификации педагогов эффективной, но мы считаем важным, чтобы ученые рассказывали учителям о последних достижениях науки, о том, как эта наука развивается, какие появляются новые факты и открытия, и самое главное — что с этими фактами и открытиями делать, чтобы развивать исследовательские умения учащихся. Будут задействованы ученые регионов и центров «Сириус», «Сколково», Высшей школы экономики, Московского госуниверситета. А если говорить о материальной базе, то в сильных школах она и так вполне приличная. Но, конечно, варианты ее укрепления возможны. Мы отказались от идеи единых поставок, когда всем — одинаковые кабинеты физики или биологии. Обеспечивать школы оборудованием будем исходя из того, какими исследованиями занимаются дети. И это может быть не целый класс физики, а конкретное оборудование для конкретных исследований. 

— Не боитесь, что те, кто и так жалуются на высокую нагрузку в школе, будут возмущаться? Что академики окончательно замучают детишек учебой… 

— Не думаю, что такое будет. Мы же действуем в строгом соответствии с СанПиН. Количество учебных предметов и уроков в расписании не увеличится. Изменятся содержание уроков, методы обучения. Чтобы провести урок, используя исследовательские методики, совсем не обязательно увеличивать количество часов. 

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 4}

— А как Академия наук определяла школы, с которыми станет сотрудничать? 

— Мы понимали, что это должны быть сильные школы. В Академии наук была создана специальная экспертная группа, которая изучала официальные федеральные рейтинги. Мы отбирали школы с высокими позициями в рейтингах. И нам нужны были школы муниципального уровня подчинения. Федеральные и региональные, такие, как лицей для одаренных детей в Саранске, мы не рассматривали, поскольку нужно было сформировать единую стартовую площадку для всех школ. В дальнейшем эти школы должны перейти на региональный уровень. И нам нужно было, чтобы в регионе был достаточный научно-образовательный потенциал, потому что без поддержки региона, только из Москвы проект не поднять. В итоге мы отобрали 108 школ в 32 регионах России. В ряде случаев было так, что научно-образовательный потенциал региона сильный, но школ в рейтингах нет. Или так, что школа в рейтингах есть, но научно-образовательный потенциал, на наш взгляд, недостаточный. В Мордовии все совпало. И то, что в таком небольшом регионе появилось сразу три базовых школы РАН, — это выдающийся результат. Это совершенно уникальная ситуация, она говорит о высоком образовательном уровне республики. 

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 5}

— А по каким критериям можно будет определить результативность работы базовой школы РАН? 

— Мы не будем смотреть результаты ЕГЭ, ГИА, достижения на олимпиадах. Нас интересуют качественные показатели, готовность школьников к научно-исследовательской работе, их исследовательские проекты. 

— Но ведь трудно ожидать, что все выпускники школы или даже одного класса пойдут в науку. 

— Конечно. Не может же молодой человек сразу после одиннадцатого класса стать ученым, сделать какое-то открытие. 

— Желательно великое… 

— Дай Бог, чтобы так происходило — прочему бы и нет. Но сначала нужно поступить в вуз, получить конкретную профессию. Вузовская специальность и будет основой для дальнейшей научной деятельности. Далее пойдет магистратура, аспирантура. А может, молодой человек выберет другой путь. Задача базовой школы РАН – в том, чтобы ученики приобрели исследовательские умения, чтобы у них был сформирован потенциал к тому, чтобы стать учеными. Исследовательское умение — это надпредметное понятие. Чем бы ни занимался ученик, важен тот путь, который он прошел, обучаясь по проекту РАН. А уж где его исследовательские умения будут проявляться, зависит от него самого, от жизненных интересов, от учителя, от родителей, от существующего опыта. Так или иначе исследовательские умения пригодятся в любой профессии, да и просто в жизни.

Татьяна НИКИТИНА

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости