19.6 C
Саранск
Четверг, 25 апреля, 2024

Сочинение на заданную тему

Довелось мне как-то присутствовать на родительском собрании в одной из школ. И окунувшись в многочисленные проблемы, которые требуют решения, порой немедленного, я поняла, как же непросто работать в современной школе.

Юбилейный год

В школе-лицее № 31 Саранска завучем работает Нина Ивановна Киреева. Нынешний учебный год в ее трудовом стаже юбилейный – пятидесятый! Она начинала работать учителем словесности еще в те времена, когда авторитет педагога был непререкаемым. И теперь ее уникальный опыт позволяет предвидеть непредсказуемые, нештатные ситуации и нейтрализовывать многие нежелательные последствия.
Пока мы шли с ней к школе, прохожие, чуть ли не каждый второй, почтительно здоровались. Это все ее ученики и дети ее учеников. В большом кабинете завуча масса удивительных поделок, подаренных на память выпускниками школы. Пока мы беседовали, в кабинет заглядывали, заходили «на минутку» с самыми разными вопросами: учительница начальных классов Наталья Анатольевна Пшеничникова, заместитель директора Ольга Николаевна Шаркова, другие коллеги. Чувствовалось, что все они единомышленники, которым комфортно работать вместе.
Нина Ивановна, пожалуй, самый опытный педагог в школе. Общий стаж работы по специальности у нее 49 лет, а управленческой деятельности – 34 года. По словам директора школы Алексея Владимировича Шеворакова, сегодняшнее направление работы Нины Ивановны Киреевой – это организация программ начальной ступени обучения, методическое руководство деятельности педколлектива, контроль условий и результатов образовательного процесса, обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в начальной школе. Вот такие непростые задачи стоят перед завучем, говоря казенным языком.

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 1}

— Уравновешенность Нины Ивановны как человека, умение находить общий язык с учителями, детьми и родителями позволяют ей создавать комфортную обстановку в коллективе, — утверждает директор школы-лицея. – Она не только осуществляет контроль и руководство, но и оказывает методическую помощь молодым учителям, помогает раскрывать потенциал каждого педагога, умело выявляет и поддерживает передовой опыт, организовывает и постоянно отслеживает творческий рост членов педколлектива, содействует профессиональному развитию учительских кадров.

Ученика надо «зацепить»

Школа-лицей № 31 имеет медицинское направление. По субботам учащиеся посещают медучилище, а аттестат получают вместе со свидетельством младшей медсестры. На уроках литературы в медицинских классах Нина Ивановна прибегает, например, к такой методике. Просит ребят найти в романе «Мастер и Маргарита» описание недуга Понтия Пилата и поставить диагноз. Или прочитать финальную сцену из «Тихого Дона», где Григорий Мелехов видит «черное солнце», и определить, что же происходит с героем романа Шолохова с медицинской точки зрения?
Вот такие и подобные им задачи решали на уроках литературы ученики Н.И.Киреевой. Главное, считает она, поставить героя произведения рядом. Надо «зацепить» ученика, разрушить его «клиповое» мышление, заставить найти причину поступка литературного персонажа и увидеть, как он решает ситуацию и как бы ты сам поступил на его месте. То есть, идти от эмоционального восприятия к анализу.
Она абсолютно уверена в том, что учитель должен подать себя как актер. На уроке все играет на восприятие: одежда, прическа, четкость дикции, знание предмета, ну и, разумеется, чувство юмора. Ни в коем случае нельзя раздражаться и не надо замечать то, что тебя раздражает. Лучше поговорить с учеником на перемене, отдельно. Дети, как лакмусовая бумажка, чувствуют фальшь. Если ты подошел к ситуации формально, отсюда нелюбовь к предмету, к уроку, учителю и даже к школе.
Ежегодно Нина Ивановна со своими учениками принимала участие в олимпиадах, конкурсах и научно-практических конференциях. Так, Юля Сидорова – призер республиканской олимпиады по русскому языку, участница Московского международного конкурса «Одаренные дети». У Ольги Ваткеевой – второе место в регионе в международной игре-конкурсе «Русский медвежонок», у Адили Абдуловой третье место в городском конкурсе сочинений «Родные языки в созвездии культур».
Доброжелательность Нины Ивановны, ее стремление к доверительному диалогу в общении с ребятами на уроках вызывают интерес к предметам, желание применять полученные знания в жизненных ситуациях. А все это доказывает коммуникативную направленность уроков русского языка и литературы.
За время работы в школе Н.И.Киреева подготовила четыре выпуска. Среди ее учеников золотые и серебряные медалисты. Например, в 2017-2018 учебном году из 23 выпускников 9«в» класса сдали ОГЭ на «5» трое, на «4» — 14, на «3» — пятеро. Средний балл – 4,7, а качество – 73,9 процента. Это в цифрах, которые очень красноречивы. Необходимо сказать, что на базе начальной школы- лицея постоянно проводятся семинары-практикумы для учителей, завучей школ Саранска и районов Мордовии. Только за последние три года было проведено 15 семинаров, дано 62 открытых урока, 8 мастер-классов. Особенно запомнился педагогам семинар-практикум «Лингвистическое и литературное краеведение на уроках русского языка и литературы», на котором по теме «Учебное исследование как условие эффективного обучения» выступила Н.И.Киреева.

«Литература открыла великих людей»

А вот и живое свидетельство деятельности учителя словесности Киреевой. Это сочинения, написанные ее учениками в разные годы. Аккуратные стопочки лежат в шкафу рядом с ее многочисленными наградами, дипломами, почетными грамотами и благодарностями.
Сочинения с пометками красными чернилами и оценками за грамотность и содержание, наверное, время от времени Нина Ивановна перечитывает.
Я тоже читаю их, пока Нина Ивановна с директором и завучем Андреем Евгеньевичем Ильиным обсуждают проблемные вопросы. Да, сочинения старшеклассников – это вообще отдельная тема, неисчерпаемая, как сама школьная жизнь.
Вот несколько цитат из работ, написанных в разные годы на последнем уроке перед последним звонком на тему «Разговор с самим собой». Это – прощание со школой.

Цитаты из сочинений

«Литература для меня имеет важное значение. Этот предмет открыл для меня великих, умных, замечательных людей. Я восхищаюсь Пушкиным, Блоком, Есениным, Цветаевой. Мне кажется, что четыре часа в неделю недостаточно…»
«Из уроков литературы я выделил для себя любовь к свободе. Особенно у Пушкина, Достоевского, Толстого. Любовь – это самое главное в жизни».
«Хочется вернуться в свой первый класс, обидеться по пустякам, пожаловаться на мальчика, который дернул за косичку, вспомнить первую детскую влюбленность…»
«Как Вы говорили? Стройте свою судьбу по принципу: живи по совести, чести, любви, твори добро, не бойся трудностей».
«Ох, школьная пора! До свидания! Нина Ивановна говорит напутственные слова. Трогательно. Как бы не заплакать. Говорит о любви. Да, это ценное качество. Ой, прошу…Не плачьте! До встречи!»

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости