24 октября в Саранске продолжила работу выездная окружная сессия Форума наставников-2023 ПФО. Регионы Приволжского федерального округа представляли свои практики наставничества в образовании, в сфере воспитания и социализации, в системе подготовки рабочих кадров. Лучшие из них войдут в ТОП-50 практик, которые будут внедряться в систему наставничества по всей стране. Работа продолжится, даже когда официально объявленный Год педагога и наставника закончится.
Система образования Мордовии представляла на форуме проект «Совет наставников», реализуемый Центром оценки качества образования «Перспектива». О своем опыте участия в нем рассказывали директор Центра образования «Тавла» Светлана Лиманская и учитель истории и обществознания школы №8 Рузаевки Виктория Богдашкина. В этот проект они вошли как наставник и наставляемый: Светлана Викторовна взяла шефство над Викторией Дмитриевной.
— Наставничество — это классно! Это инструмент повышения качества образования, это механизм включения социальных лифтов, — отметила Светлана Лиманская. — Наш проект эффективный, в нем задействованы люди, которые качественно работают и готовы активно влиять на развитие современного образования. «Совет наставников» — это когда будущий руководитель перенимает опыт действующего. В 2022 году в республике был сформирован кадровый резерв управленцев, куда вошли специалисты, готовые стать руководителями школ. Далее был сформирован совет наставников из руководителей инновационных образовательных организаций, проведено анкетирование, персональное изучение профдефицитов и сформированы пары «наставник-наставляемый». Учтено много факторов, в том числе то, что это не должны быть люди из одной школы, чтобы не нарушалась субординация.
— Формы нашего взаимодействия были разные, а самая эффективная — стажировка «День с наставником», — добавила Виктория Богдашкина. — Это практики и лайфхаки, которыми делится директор. Лайфхак от моего наставника — создавать свою команду из взаимозаменяемых людей, чтобы школьный механизм работал бесперебойно. Мы реально адаптировались к условиям работы руководителя, кроме того, прошли профессиональную переподготовку по программе «Менеджмент в образовании». Важно, что уже два наставляемых стали директорами школ Мордовии.
Педагоги Мордовии услышаны на форуме! «Совет наставников», а также Центр методического сопровождения педагогов «Слышать сердцем» (Семеновская школа-интернат Республики Марий Эл) стали победителями конкурса «Лучшие практики наставничества» в номинации «Лучшая практика в сфере образования» от Приволжского федерального округа. Они войдут в ТОП-50, который окончательно будет сформирован в декабре.
В номинации «Лучшая практика наставничества на рабочем месте» победителями в ПФО стали: «Целевая программа по совершенствованию системы наставничества для молодых специалистов» (ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ») и «Приближение учебного процесса к производственному в рамках Ресурсного центра «Профессионал» на базе АО «Станкостроитель» (Саранский государственный промышленно-экономический колледж»).
Победители в номинации «Лучшая практика в воспитании и социализации: «Сәләт – это сообщество, движение, среда, система и технология реализации потенциала и развития интеллектуального творчества детей и молодежи Республики Татарстан» и «Конкурс «Танцы без правил» как практика наставничества в детском творческом коллективе» (Удмуртская Республика).
Они также будут включены во всероссийский банк лучших практик наставничества.