15.7 C
Саранск
Пятница, 19 апреля, 2024

Почему квадрокоптеры пылятся в школьных кабинетах?

На рабочем компьютере директора школы в отдельной папке сохранена одна особенно важная видеозапись. Своего рода маленькое кино. В нем нет голливудских звезд, постановочных сцен, спецэффектов. Камера снимает сверху мальчишек и девчонок, хлопающих в ладоши, их веселые улыбки, счастливые лица. Объектив задерживается на светящихся радостью глазах детей.

Никакой киностудии в школе нет. Это съемка с квадрокоптера, которая длится всего несколько минут. И это первая и единственная запись, которую в Учхозской школе сделали с помощью такой чудо-техники. Порадовались, в ладоши похлопали, с тех пор почти год дрон пылится на полке. Впрочем, и в первый раз это был даже не запуск, а просто проверка на работоспособность.

Почему современная и недешевая техника, полученная по нацпроекту, оказалась не очень востребована в сельской школе, выясняли журналисты «ИМ».

До чего дошел прогресс…

Конец августа. На окруженной хвойным лесом территории Учхозской школы пока тихо. Только надпись на асфальте напоминает о вчерашних одиннадцатиклассниках и их не самом ярком выпускном.

— Ушли, не попрощавшись, — написали ребята.

На входе в образовательное учреждение — табличка с многозначительной надписью «Точка роста». Школа — инновационный центр в краснослободской глубинке. Таких в Мордовии несколько десятков, в каждом внедряют новые подходы к изучению технологии, информатики и основ безопасности жизнедеятельности. Оборудуют отдельные кабинеты со столами для шахмат, манекенами, на которых отрабатывают приемы оказания первой помощи человеку и те самые квадрокоптеры.

Жить бы и радоваться прогрессу, но, похоже, идеально все только в докладах и отчетах, в реальной жизни ноу-хау приживаются со скрипом.

Директор Учхозской школы Владимир Иванович Маркин встречает нас в холле здания. К гостям он, кажется, уже привык, с прокурорами, журналистами с некоторых пор ему приходится общаться часто, а повод не самый приятный.

В июле на официальном сайте региональной прокуратуры были обнародованы результаты проверки. Представители надзорного ведомства из Краснослободска обнаружили, что квадрокоптер, который получила Учхозская школа, не был поставлен на учет в Рос­авиации, а это значит, что использоваться по назначению он просто-напросто не мог.

Беспилотник весом 900 граммов по закону должен быть зарегистрирован, без этого разрешения на полеты ни одна структура не выдаст. Впрочем, запросов на то, чтобы поднять дрон на высоту, от этой школы и не поступало.

Виноват, исправлюсь

— Не зарегистрировали аппарат, просто не знали, что нужно это делать. Получили его в сентябре, а осенью  закон об обязательной постановке на учет вышел, как-то мы его пропустили, — оправдывается Владимир Иванович. — Я уж перед прокуратурой исповедался, виноват, мол,  исправлюсь.

Заходим в директорский кабинет, на столе — четыре квадрокоптера: три «малыша», на них не нужно оформлять никаких бумаг, а один — тот самый, из-за которого руководство школы и получило предписание.

Но у Маркина своя правда: «Прокурор с выводами поторопился: не зарегистрирован, значит, не использовали, а это не так. Мы квадрокоптер распаковали, инструкцию выучили, вынесли на улицу и запустили на небольшую высоту, вот даже видео сделали. Надо же было проверить,  работает или нет».

После вмешательства прокуроров ситуацию исправили, дрон на учет поставили, процедура оказалась довольно простой. Но только ли в пресловутой регистрации вся проблема? И изменится ли что-то в новом году?

Учить некому?

— Такая техника школе однозначно нужна, цифровизация, — по-учительски правильно рассуждает Маркин, но в разговоре все же осторожно упоминает о сложностях.

Три маленьких квадрокоптера стоимостью 12 тысяч рублей каждый предназначены для учебных целей — посмотреть, научить детей пользоваться «птицей невысокого полета». «Да тут еще штука такая, нужно их программировать. У нас этого нет», — признается директор.

Ученики в сельской школе о программировании имеют весьма отдаленное представление, они воспринимают чудо-технику больше как игрушку. Это полбеды, научатся, на то она и школа. Вот только в деревенском образовательном учреждении специалистов такого уровня днем с огнем не сыщешь.

— Пока у нашего педагога запрограммировать квадрокоптер не получилось, — подтверждает Владимир Иванович наши сомнения. Учить, получается, некому.

Что касается большого беспилотника, то он должен применяться в проектной работе с выходом на местность на уроках геоинформационных технологий. Здесь Владимир Иванович берет инициативу в свои руки, и задумка есть.

— Задача — над лесным массивом найти зараженный участок. Благодаря новой технике ходить пешком не надо, запускай квадрокоптер и ищи с помощью камеры. Обнаружили — выходим на объект и переносим данные на карту.

Утопили в бассейне

Здорово! Интересно! Но опять же только в теории. На практике — за две недели до урока на свежем воздухе с использованием дрона нужно пройти процедуры согласования и получить разрешение на полет от МВД, ФСБ, известить районную администрацию. Учитель определяет место, время, высоту, на которую будет подниматься чудо-птица. Нюансов великое множество, например, дрон лучше не запускать рядом с линиями электропередач. Неопытные пилоты могут оборвать провода или повредить саму «птицу». Владимир Иванович пытается убедить нас, что местность знает. А кто будет отвечать за порчу школьного имущества за 169 тысяч рублей и уж, не дай бог, за аварию на ЛЭП? Владимир Иванович рассказывает, что в прошлом году выезжали педагоги на специальное обучение в Чебоксары в детский технопарк, там коллеги рассказывали разное.

Одни по неопытности утопили квадрокоптер в бассейне, у других — упал в какое-то лесное болото, так и не нашли. Судя по всему, и у нас в республике специалистов не так много.

— На одном республиканском совещании так и было сказано, мол, одни запускать беспилотники не умеют, а другие просто боятся, — делится педагог. — Легко сказать, иди и запускай, случись что, прокурор опять придет…

Вот и не знают педагоги и директора школ радоваться и гордиться новыми возможностями или все же попридержать оптимизм…

Ирина ЕГОРОВА. 

От редакции.  Нет, мы не противники прогресса, и рады, что сельские школы не отстают от городских. Но нужно ли покупать дорогостоящую технику туда, где нет высококвалифицированных специалистов по этому направлению. Может быть, нужно учитывать индивидуальные особенности школ и ограничиться парой небольших квадрокоптеров, с которыми школа справится?

Для того, чтобы иметь представление о чудо-технике, этого достаточно, а к использованию более сложной техники готовы далеко не все. А вот других проблем, на решение которых можно было бы направить эти деньги, думается в каждом образовательном учреждении достаточно.

«ИМ» предлагают обсудить этот вопрос на страницах газеты и в соцсетях.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости