Педагогический университет активно поддерживает инициативу Министерства просвещения о подготовке педагогов к профориентации

С 1 сентября 2023 года во всех школах нашей страны введена Единая модель профориентации, в основе которой лежит профминимум. О важности профессиональной ориентации неоднократно говорит в своих выступлениях Президент России В. В. Путин, подчеркивая необходимость создания возможностей для ознакомления детей и подростков с разными профессиями.

По словам Министра просвещения России Сергея Сергеевича Кравцова, реализация Модели в школах осуществляется по семи направлениям: предподготовка, урочная и внеурочная деятельность, воспитательная работа, дополнительное образование, профобразование и взаимодействие с родителями. В рамках профминимума в 6−11-х классах еженедельно во внеурочной деятельности по четвергам проходят занятия по профориентации «Россия – мои горизонты», целью которых является формирование у школьников готовности к профессиональному самоопределению, знакомство их с миром профессий и федеральным и региональным рынками труда. «Необходимо синхронизировать профориентацию в соответствии с прогнозом рынка труда, чтобы ориентировать ребят на те новые направления нашей экономики, которые будут востребованы в перспективе» – подчеркнут министр на заседании Совета по науке и образованию в феврале 2025 года.

Важным аспектом является подготовка педагогов к организации обозначенных направлений работы. «…Благодаря профессионализму и активной позиции педагогов-навигаторов формируется интерес к выбору будущей профессии. Очень ценно, что сегодня к ней активно присоединяется профессиональное сообщество, те, кто напрямую взаимодействует с нашими замечательными и талантливыми ребятами» – отметил С. С. Кравцов. Педагогический университет активно поддерживает инициативу Министерства просвещения и включил подготовку педагогов к реализации обозначенных министром направлений в число приоритетных задач деятельности.

Это направление уже 10 лет активно развивается в МГПУ имени М. Е. Евсевьева под руководством ректора Марины Владимировны Антоновой осуществляется системная работа:

– создана научная школа «Теоретико-методологические основы профессиональной ориентации обучающихся», инновационная площадка Российской академии образования «Система подготовки обучающихся к будущему выбору профессии»,

– издается журнал «Образование: путь в профессию»

– внедрены в образовательную практику масштабные проекты на уровне республики: «Ателье профессий», «Город мастеров», «Открываем будущее: младший школьник на пути к выбору профессии», «Профессиональный навигатор», «Старт в профессию»;

– проводятся научные исследования молодыми исследователями, аспирантами по проблемам профессионального самоопределения, профессиональной ориентации и подготовки к выбору профессии, что говорит о перспективности темы для дальнейшего изучения.

В программу подготовки будущих педагогов включены дисциплины «Педагогическая пропедевтика профессиональной ориентации младших школьников», «Планирование профессии и карьеры», «Профориентология», «Самоопределение и профессиональная ориентация обучающихся» и другие, которые направлены на формирование необходимых компетенций по организации профориентационной работы с детьми. В ходе занятий студенты вовлекаются в образовательно-творческий процесс, знакомятся с современными технологиями подготовки школьников к будущему выбору профессии, осваивают и демонстрируют интерактивные формы работы с детьми, разрабатывают авторские уроки, внеурочные занятия, которые затем проходят апробацию площадках общеобразовательных организаций г. о. Саранск и районов Республики Мордовия. Студенты включают в свои уроки игровые элементы, творческие задания и профессиональные пробы, которые помогают школьникам лучше понять свои интересы, способности и предпочтения в выборе профессии. Такая работа позволяет не только подготовить к будущему выбору профессии, но и развивает у студентов навыки педагогической деятельности, организации уроков и взаимодействия с учениками разного возраста. Большое внимание уделено вовлечению студентов университета в наставничество по сопровождению процесса подготовки школьников к будущему выбору профессии. Предусмотрено активное использование потенциала совместной проектной деятельности, в которую включены и студенты и обучающиеся школ и колледжей республики.

«Все это позволяет обеспечить образовательные организации кадрами, подготовленными к эффективному решению профориентационных задач в работе с обучающимися различного возраста и их родителями, и в конечном итоге формировать у подрастающего поколения готовность к выбору профессии» – отмечает Марина Антонова. «Наши студенты успешно реализуют свои компетенции в ходе педагогических практик, в процессе подготовке и реализации профильных образовательных лагерных смен с целью формирования у обучающихся современных средств и способов профессиональной навигации как основы профессиональной мобильности и профессионального развития кадрового потенциала страны» – добавила Марина Владимировна.

Кроме этого университет предлагает новые образовательные треки для работающих педагогов. Например, программы повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования», «Технологии проведения профориентационных мероприятий для школьников и их родителей», «Сопровождение профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ряд других.

В МГПУ уверены, что успех работы по подготовке подрастающего поколения к будущему выбору профессии зависит не только от методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, но и от уровня подготовки педагога, его стремления совершенствовать свои профессиональные навыки, способности к творческому поиску, проявлении заинтересованности в судьбе каждого ребенка.

Реклама. МГПУ имени М.Е. Евсевьева. ИНН: 1328159925. ERID: 2W5zFGz7gfA

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости