21 августа 2019 года в рамках Республиканского образовательного форума – 2019 кафедрой дошкольного и начального образования Мордовского республиканского института образования организована работа мастерской личностного роста «Совершенствование норм и условий для полноценного функционирования русского языка в условиях поликультурности: результаты деятельности стажировочных площадок по созданию и апробации эффективных моделей преподавания русского языка».
Мероприятие состоялось на базе структурного подразделения «Детский сад № 114» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района.
В работе мастерской приняли участие старшие воспитатели, педагоги дошкольных образовательных организаций, учителя начальных классов Республики Мордовия, а также представители системы дошкольного образования Самарской области (руководители ДОО, воспитатели, учителя-логопеды, музыкальные руководители) (количество участников – 46 человек).
Формат проведения мероприятия (мастерская личностного роста) позволил:
— рассмотреть результаты деятельности стажировочных площадок по созданию и апробации эффективных моделей преподавания русского языка;
— обеспечить его практико-ориентированное содержание (посредством освещения актуальных методических вопросов, связанных с проектированием современной поликультурной образовательной среды в детском саду и начальной школе, использованием инновационных образовательных технологий развития речи и обучения русскому языку, а также демонстрации лучших практик создания поликультурного образовательного пространства и преподавания русского языка).
Участниками мероприятия обсуждены наиболее актуальные проблемы:
— развития кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка (в том числе русского языка как родного);
— грамотного конструирования поликультурного образовательного пространства образовательной организации в целях полноценного языкового и речевого развития ребенка;
— качества речевого развития и языкового образования детей дошкольного и младшего школьного возраста; эффективности организации детского чтения в детском саду и в школе;
— недостаточного использования в массовой практике инновационных педагогических технологий, способствующих эффективному формированию речевой активности детей раннего и дошкольного возраста, речевой и языковой компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста, филологической культуры младших школьников;
— преемственности в организации работы по развитию речи и обучении русскому языку в дошкольном звене и начальной школе.
Итогом работы мастерской стало обобщение положительного опыта работы стажировочных площадок по созданию и апробации эффективных моделей преподавания русского языка, а также разработка рекомендаций по совершенствованию системы методического сопровождения процесса создания поликультурной образовательной среды в целях полноценного функционирования русского языка в организациях дошкольного и начального образования.