1.2 C
Саранск
Четверг, 28 марта, 2024
spot_img

Мордовия готова выступить пилотным регионом в образовании

Руководитель Рособрнадзора поддерживает инициативы республики по внедрению новых проектов.

Впервые проблемы оценки качества образования в Мордовии педагоги обсуждали вместе с руководителем Рособрнадзора. Анзор Музаев 6 сентября приехал в Саранск, чтобы вместе с учителями обсудить итоги прошедшего учебного года и перспективы ближайшего будущего. Он дал оценку проведению ЕГЭ, рассказал, будут ли в этом году Всероссийские проверочные работы и что предполагают срезовые контрольные по функциональной грамотности.

В первой десятке рейтинга Минпросвещения

Участниками республиканского семинара-совещания по вопросам совершенствования республиканской системы оценки качества образования стали руководители всех школ Мордовии. Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников «Педагог 13.ру» принял директоров городских школ, районы подключились к работе семинара в режиме видеоконференц-связи. В работе семинара участвовали врио Главы республики Артём Здунов и руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев.

Сначала гости ознакомились с работой учреждения. В учебных аудиториях проходят занятия у воспитанников образовательного центра «Мира». Учащиеся школ Краснослободского района, в том числе отдаленных сельских школ, осваивают 4 направления в рамках конкурса «Большие вызовы», объявленного образовательным центром «Сириус»: когнитивные исследования, умный город и безопасность, агротехнологии и методы обработки больших баз данных.

Артём Здунов отметил, что республика стабильно исполняет все рекомендации Рособрнадзора. В Мордовии сформирована хорошая школа с сильным преподавательским коллективом. Но региону принципиально важно не пропустить момент технического переоснащения. «Нам необходимо участвовать во всех федеральных программах, которые касаются развития образования. Мы будем держать руку на пульсе. Республика всегда готова поддержать любые инициативы Рособрнадзора, Минпросвещения РФ. Мы готовы перестраиваться, проводить технические перевооружения и выступать пилотным регионом в различных проектах», — сказал врио Главы РМ.

Также руководитель республики добавил, что российский рынок испытывает большую нехватку IT-специалистов. Потребность составляет порядка 300 тысяч человек. Для некоторых организаций среднего специального образования Мордовии, которые хотят вводить новые специальности, сейчас самое время обратиться к сфере высоких технологий.

Анзор Музаев поблагодарил Артёма Здунова за приглашение приехать в Саранск. Руководитель федеральной службы по надзору в сфере образования и науки подчеркнул, что Мордовия – стабильный регион, чьи показатели превышают среднероссийские. «Это крепкий субъект, у которого нет проблем в сфере образования. Их здесь не возникало уже много лет. Нам нужно плотно поработать, внедрить новые проекты, чтобы республика стала одним из флагманов не только школьного, но и среднего специального, а также высшего образования. Все условия для этого созданы», — подчеркнул глава Рособрнадзора.

Также на конференции обсудили актуальные задачи повышения качества образования, результаты единых государственных экзаменов и всероссийских проверочных работ. В рейтинге Минпросвещения по этим показателям Мордовия вплотную приблизилась к первой десятке регионов.

Интерес к информатике растет

В этом году 15 школьников Мордовии получили 100 баллов. 6 человек были удалены с экзамена, в том числе один – за выставленные во время экзамена в Интернет задания. «Это небольшое количество, а значит, в регионе хорошо поставлена профилактическая работа, – пояснил Анзор Музаев. — В субъектах, где удаляют много ребят, школьники не готовы к сдаче экзамена, и им не остается ничего другого, как нарушать. И за этим всегда стоит взрослый, который посоветовал им это сделать, а заканчивается все плачевно. Здесь цифры говорят о том, что в школах республики нет такого подхода».

Особое внимание Анзор Музаев уделил ЕГЭ по информатике. В этом году он впервые проходил в компьютерной форме, его в Мордовии сдавали 319 человек – 10% от общего числа выпускников. «Число выбирающих этот предмет для сдачи ЕГЭ в последние три года стабильно растет, прибавляется по 8-10% к уровню предыдущего года. Тогда как количество сдающих другие предметы остается стабильным. Это говорит о том, что выпускники, их родители отслеживают ситуацию на рынке труда, смотрят на то, кем и где будет работать ребенок. И все специальности, связанные с IT, вызывают колоссальный интерес у школьников, — заключил Анзор Музаев. — Республике нужно посмотреть, какое компьютерное оборудование нужно закупать в рамках нацпроекта, в каких школах оно необходимо. Но основная база, формирующая качество образования, — это учителя».

ВПР без единых дат

«Мы рекомендуем не превращать учебный процесс в сплошное оценивание, — продолжил разговор Анзор Музаев. — Мы провели выборку обычных школ. Иной раз доходит до абсурда. Есть класс, где 35% учебного времени по конкретному предмету занимают контрольные работы: есть контрольная от муниципалитета, от региона, ВПР (Всероссийская проверочная работа). Был случай, когда в один день у класса было 6 контрольных работ, с первого по шестой урок. Так совпало. Причем про три контрольных дети были предупреждены, про три других – нет».

Руководитель Рособрнадзора рекомендовал синхронизировать работу по оценке качества образования, проводить срезы, согласовывая их на муниципальном и региональном уровне с федеральным графиком. Но ВПР все же будут.

Знания есть, а как их применить?

В следующем году Мордовия будет участвовать в федеральном срезе по функциональной грамотности. Для этого несколько десятков школ, сельских и городских, будут выбраны случайным образом. Работы школьников будут оцениваться по международной системе PISA. В регионах, где такие контрольные уже прошли, результаты в отдельных случаях шокировали общественность. Настолько низкими они оказались.

Функциональная грамотность предполагает умение применять в жизни имеющиеся знания. А с этим, как оказалось, есть проблемы. При относительно высоких знаниях классических предметов умение применять их остается на довольно низком уровне. Так, волну родительского возмущения вызвала задача, в условиях которой были обозначены размеры участка и размер плитки, из которой предлагалось сделать дорожку. Требовалось подсчитать, сколько упаковок плитки нужно купить. Ученику нужно было высчитать площадь участка, а потом, составив уравнение, рассчитать необходимое количество плитки. И то, и другое дети умеют. Но сопоставить одно действие с другим, определить порядок действий смогли не все. Это и говорит об отсутствии функциональной грамотности.

Министерство просвещения России запустило открытый банк заданий по функциональной грамотности, где можно решить предлагаемые задачки, которые находятся в свободном доступе. Так что учителям и школьникам Мордовии можно начинать готовиться.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости