Так уж устроены девчонки: у них что ни случись – одни визги. Увидела акулу – визжит. Слишком резко и шумно взмыл вверх квадрокоптер – опять взвизгивает. Но это не значит, что ей не нравится. То ли от неожиданности, то ли от восторга, то ли хочет обратить на себя внимание… И хоть считается, что технические направления больше увлекают парней, все эти интересные штуки, которые привез ромодановским школьникам мобильный «Кванториум», одинаково поразили и мальчишек, и девчонок.
Передвижной детский технопарк – это автомобиль «ГАЗон Next», оснащенный высокотехнологичным оборудованием, который помогает приобщать школьников к техническому творчеству. Таких в Мордовии уже два, в течение учебного года они колесят по районам республики, привозя сельским ребятишкам современные технологии. Молодые педагоги – сами только-только со студенческой скамьи — обучают ребят робототехнике, 3d-моделированию, прототипированию, управлению беспилотниками, работе с лазером. «Кванториум» погружает ребят в такие дисциплины как механика, электроника, электротехника, физика, информатика, математическое моделирование.
На прошлой неделе мобильный «Кванториум» был в Ромоданове. Яркий лиловый фургон с броским логотипом, движущийся по райцентру, привлекал внимание прохожих. Люди оборачивались, перешептывались, спрашивали друг друга, что за необычный автомобиль едет…Надо ли говорить, что дети, которым довелось увидеть и то, что внутри красивой машины, получили еще больше впечатлений. Это были ученики, посещающие пришкольные летние лагеря в школах №2 и №3. В школу №1, крупнейшую школу района, детский технопарк не заезжал. Но там он работал на регулярной основе в течение всего учебного года.
— Это реальная виртуальная реальность! – снимая VR-очки и передавая их соседу, восхищался шебутной мальчуган.
Каждому довелось дважды окунуться с незнакомый мир: один видеоролик перенес ребят в подводный мир, другой – в саванну. Храбрая Лера, первая вышедшая на встречу с неизвестностью, не ожидала, что будет так реалистично.
— Я забоялась, – призналась она. – Это была настоящая акула.
А Леша даже замахал руками во время сеанса и еле слышно произнес:
— Спасите меня. Это же лев.
Акулы, киты, скаты, зебры – все, как настоящие. В этом смысл технологии виртуальной реальности, погружающей людей в нарисованный мир. Современные технологии позволяют создавать настолько реалистичные мультики, что человек не только видит вблизи морду льва, но и слышит его рык и даже ощущает дыхание зверя. Аж сердце замирает! Но достаточно снять очки – и ты опять в реальном мире. Конечно, есть опасность заиграться. Но за пару минут ничего страшного не произойдет, лишь эмоциональна встряска, выплеск адреналина.
Но грош цена была бы этому «Кванториуму», если бы вся работа сводилась к таким аттракционам. Это, разумеется, увлекательно и интересно, но все же функция детского технопарка – обучающая, а не развлекательная. Педагог направления VR/IT Сергей Нуянзин рассказал ребятишкам о возможностях дополненной и виртуальной реальностей, почему они так называются, чем отличаются друг от друга.
Он показал, как устроены очки, как подключаются контроллеры и сенсоры движения, сравнил подачу изображения на линзы очков с устройством глаз человека. И задал вопрос на засыпку: где VR-технологии могут быть полезны?
Дети выдавали версии со знанием дела:
— В кино.
— Для тренировки летчиков.
— Тем, кто будет делать операции людям.
Педагог направления ГЕО/АЭРО Дмитрий Портнов рассказывал детям о беспилотных летательных аппаратах, об их применение в аэрофотосъемке. Рассказывал и показывал. Учебные запуски квадрокоптера проходили в школьных спортзалах. Но вообще надо сказать, что для этих ребят дрон – не диво. В обеих школах действуют «Точки роста», куда среди прочего оборудования поступали и квадрокоптеры. Ребята учатся их запускать, писать программы. В этот раз каждый испытал силы на симуляторе. Почему надо начинать с него, малыши поняли быстро: их виртуальный дрон то и дело врезался в дома, деревья, терял высоту, разбивался. Но тут, на экране это нестрашно, а вот если разбить настоящую технику – хуже.
Основы робототехники ромодановские школьники тоже уже изучали. Но не все еще управляли такими роботами, которые показывала педагог направления Промробо/Промдизайн Алена Аржанова. Это роботы-платформы, уменьшенные прототипы больших, которые передвигают тяжелые грузы. Управлять ими нетрудно – джойстиком на планшете: вперед, назад, разворот. А вот сконструировать робота и запустить его, то есть написать программу для выполнения разного рода функций – задача посложнее. В этот раз ребята увидели лишь некоторые приемы сборки роботов.
Приехавшие педагоги так выстроили работу, что все дети, разделившись на группы, посетили каждое из трех направлений. И везде – только восторг, блестящие глаза детей. Грустным был только момент расставания.
— Приезжайте к нам еще, — в один голос просили дети и их учителя.
Да, одного такого визита явно недостаточно, чтобы увидеть все, что есть в «Кванториуме» и научиться всему, что умеют молодые педагоги.