Виктор поступил в пединститут, понимая, что работать в школе никогда не будет. И, будучи уже дипломированным специалистом, два года пробовал себя в разных сферах. Работал администратором в магазине, оператором колл-центра, в центре изучения общественного мнения, в сотовой компании, в банке. И не только в Саранске, ездил в Москву, Питер. Для парня 20 лет это нормальные жизненные искания, время обретения бесценного опыта, который помогает становлению личности. А потом он вспомнил про имеющуюся профессию и стал классным «папой» для детей, которых уже бросили две учительницы: одна, молоденькая, быстро разочаровалась в школьных буднях, вторая готова была работать, но по семейным обстоятельствам перешла в другую школу, поближе к дому. Родители учеников встретили молодого педагога вопросом: «Вы-то от нас не уйдете?».
{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 1}
Случайный выбор
В тот момент начинающий педагог Виктор Сергеевич Миронов не мог ничего пообещать родителям второклашек, смотрящим на него с мольбой в глазах. Но уже тогда понимал, что его работа зависит и от того, как выстроятся взаимоотношения с родителями. Он не готов к пафосным признаниями о том, что всю жизнь мечтал быть учителем. Не мечтал, не стремился, не видел в этом своего призвания. Жил и учился в подмосковном Дмитрове. Из школы ушел после 9 класса. Выбирая, где учиться, остановился на Мордовском пединституте. В Саранске живет мамина родня, так что вопрос с проживанием был решен. Но на отделении среднего профессионального образования выбор специальностей был небольшой: либо дошкольное образование, либо профессия учителя начальных классов. Решил, пусть будут начальные классы.
{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 2}
Конечно, Виктор был единственным парнем в группе. И хоть в свое педагогическое будущее не верил, практику в школе честно отработал, а летом охотно ездил работать вожатым в детские лагеря. Разные дети попадались ему, даже воспитанники детского дома. А однажды его назначили вожатым в отряд, куда были набраны разновозрастные дети, от 8 до 14 лет. А ему, вожатому, 18 лет…
Словом, педагогический опыт за время учебы наработан неплохой.
Второй класс
{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 3}
В саранской школе № 33 этим летом искали нового учителя для 2-го «В». В первом классе у этих детей уже сменилось две учительницы. А Виктор Миронов к тому времени решил вернуться в Саранск. После окончания вуза легко менял одну работу на другую, переезжал с места на место. Хотелось и заработать, и просто найти свое место под солнцем. А когда узнал, что в этой школе требуется учитель, захотел попробовать. Лучшие впечатления от практики у него связаны именно с 33-й школой. Так в 22 года он стал учителем начальных классов. Естественно, в школе он единственный мужчина во всем начальном звене.
— Мне нравится атмосфера в этой школе. А это много значит, — говорит Виктор Миронов. — На практике удалось побывать в нескольких школах. И я рад, что теперь попал именно сюда.
{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 4}
Класс ему достался маленький: всего 15 учеников. Но забот и ответственности не меньше, чем в больших классах. Дело в том, что в классе есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Один учится по индивидуальной программе, то есть у него совсем другие учебники, не как у остальных, объяснять материал ему нужно отдельно. Документации, которую приходится оформлять учителю, на такого ученика больше, чем на весь остальной класс.
— Я знал, куда шел, и меня это не пугало, — молодой учитель не жалуется. — Я вижу, что мои дети очень активные, добрые, открытые.
«Мои дети» — это он про свой класс. Да, так говорят все классные руководители. Но в начальных классах учителя-женщину видеть все же привычнее. Для маленьких учеников она ведь как вторая мама. Не только учит правописанию, сложению и вычитанию, но и в какой-то момент может пожалеть малыша. Школьной «маме» иной раз приходится и косы переплетать, и носовой платок держать наготове. Да мало ли каких ситуаций. А как ведет себя школьный «папа»?
— Сюсюкаться на умею и не хочу, — признается Виктор Сергеевич. – Мои дети учатся быть самостоятельными.
Когда ученик того заслуживает, учитель не смущаясь ставит «двойки». В том числе за поведение. Но и ученику, и маме обязательно объяснит, за что ребенок получил такую обидную оценку.
{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 5}
Выстраивание взаимоотношений с родителями учеников – это вообще отдельная тема.
— Специально ничего не придумывал, не подбирал какой-то системы. Но я знаю, что общаться нужно. В каких-то вопросах им нужна моя помощь, в каких-то ситуациях мне важна их поддержка, — говорит педагог. — Изначально родители приняли меня хорошо. Эта ситуация со сменой учителей их задела больше, чем детей. Ребятишки в этом возрасте легко адаптируются к новым людям, к новым условиям, ко мне они тоже быстро привыкли. А вот родителям хотелось стабильности. Сегодня они знают, что могут обратиться ко мне с любым вопросом в любое время. В вайбере мы создали чат, где постоянно общаемся. Домашние задания я выставляю в электроном журнале и дублирую там, в нашей беседе. Если есть вопросы по заданиям – даю разъяснения.
А вот повышенную старательность родителей, которым проще выполнить домашнее задание за сына, чем вместе с ним дойти до сути, старается пресекать.
— Я всегда говорю: пусть лучше ребенок сделает ошибки, но решит пример самостоятельно. Для того мы и учимся. Ведь потом будет контрольная, когда нет рядом родителей, и учителю будет понятно, на что способен ученик.
Профессия нравится
В школе Виктор Сергеевич с 8.30 до 15 часов: сначала уроки со своей малышней, потом – продленка, где к его группе присоединяются дети из другого класса. И сегодня в своей работе он находит немало плюсов. То, к чему раньше душа не лежала, кажется интересным. У своего класса он ведет все предметы, кроме английского языка, мордовского и музыки. И труды, и физкультуру – все умеет. Самому больше нравится математика. Замечает, что и дети на этих уроках как-то приободряются. Все-таки это передается от учителя ученикам.
Много увлекательного бывает на уроках технологии, или как раньше их называли — трудах. Когда мастерили поделки из осенних листьев, Виктор и сам вошел в раж, и за детьми с интересом наблюдал: что они сделают – тема-то была свободная. А когда, согласно программе, проращивали лук, Виктору Сергеевичу это не показалось интересным. Но эксперимент довели до конца. Все, что требует учебная программа, учитель делает. И даже с материальной точки зрения эта работа оказалась привлекательной для молодого человека.
— Это хорошая профессия со стабильной зарплатой. Сейчас у меня доход даже выше, чем на некоторых предыдущих работах. Не золотые горы, конечно, но я доволен. Я получаю надбавку как молодой специалист. И я знаю, что есть стимулирующая составляющая: если я проявлю активность, если проведу дополнительные мероприятия, то премиальная часть увеличится. Словом, работа в бюджетной организации имеет свои преимущества.
Трудно сказать, надолго ли он останется в школе. Но ответ на сакраментальный родительский вопрос у него есть:
— Этот класс не оставлю, доведу до четвертого класса, выпущу. А там видно будет…
Татьяна НИКИТИНА