История Дамира Мусина – это история 22-летнего миллионера. Что нужно для того, чтобы в таком возрасте заработать такую сумму? Для начала – выбрать профессию по зову сердца, интересную, востребованную специальность, которая не только увлечет, но и даст возможности для развития. А потом – учиться, самосовершенствоваться, стремиться к новым высотам, уверенно заявить о себе. И найти место, где такого специалиста возьмут, как говорится, с руками и ногами. Для молодого учителя химии и биологии Дамира Рафиковича Мусина – он только в 2021 году окончил педуниверситет – таким местом стала далекая от его родной Татарской Тавлы Уметская школа. Собственно, переезд не менее чем за 75 километров от прежнего места проживания – одно из условий участия в программе «Земский учитель». Она помогает привлечь в сельские школы дефицитных специалистов. Учителя получают от государства 1 миллион рублей, а школа – педагога, которого ей так не хватало. Одним из участников этой программы в Мордовии и стал Дамир Мусин.
Дефицитный химик
С недавних пор Уметская школа – одна из самых современных, комфортных и красивых в Зубово-Полянском районе. А по оснащению не уступает крупным городским школам. В 2019 году школа переехала в новое здание. Изменились не только бытовые условия, но и распорядок жизни, появились новые возможности, которых раньше не было. Во-первых, обустроившись в большом просторном здании, здесь наконец избавились от второй смены. Все 257 учеников учатся с утра. Во-вторых, стали развивать дополнительное образование. Раньше многочисленные кружки просто негде было организовать. А сейчас во второй половине дня у кого — шахматы, у кого — робототехника, у кого — настольный теннис.
А еще в школу пошел приток молодых педагогов. Вот только химика, который бы пришел на смену семидесятилетнему педагогу, никак не могли найти. Помогла программа «Земский учитель». Министерство образования РМ провело конкурс на эту вакансию.
Самый первый урок Дамира Рафиковича был в десятом классе. Он очень волновался, как все пройдет, но уверенно вошел в кабинет. Прошло минут пять, и кто-то из учеников по-доброму пошутил, все засмеялись, и напряжения как ни бывало. Дети быстро привыкли к новому учителю. Молодой, много знающий и умеющий доступно объяснять сложные темы, он завоевал симпатии учеников.
— Дамир Рафикович – красавчик! — одобрительно отзываются старшеклассники.
— Хороооошенький… — не смущаясь, комментируют одиннадцатиклассницы.
Он ведет уроки химии и биологии, но любимой у него остается химия.
— Я сам увлекся этим предметом, когда к нам в школу пришел новый учитель химии — Юлия Васильевна Тюганова, — делится педагог. — У нее всегда были интересные уроки. И после школы у меня не было сомнений, куда поступать – только в педагогический институт, и только на учителя химии, больше никуда и не подавал документы. Учиться первое время было трудно, но потом втянулся, и на практике в школе был, и в летних лагерях работал. А самое главное, что теперь работаю, кем и хотел.
Плюс робототехника
Умет, конечно, не край земли, но на это надо было все-таки решиться: живя практически в пригороде Саранска, сорваться в такую даль. Не в столицу, куда чаще всего молодежь едет в погоне за длинным рублем, а в глубинку. Новое место оказалось довольно уютным и привлекательным в профессиональном смысле. А уж для старта в профессии сложно найти более подходящий вариант.
— В школе меня тепло приняли. И коллеги, и дети, и их родители отнеслись очень хорошо. Родители учеников старше меня, но пока какого-то недоверия, сомнения по отношению ко мне не увидел. Поначалу были опасения, все-таки я человек новый, не местный, но они оказались напрасными, — говорит Дамир. – Рад, что попал в эту школу. Большая, современная, здесь есть все необходимое оборудование, реактивы, все возможности, чтобы хорошо работать и учиться. Я вспоминаю свою школу: старая, маленькая, всего 30 учеников…
Летом на «смотрины» Дамир приезжал вместе с мамой. Семья одобрила его решение работать здесь, но все-таки маме хотелось лично посмотреть условия работы и проживания молодого педагога. Учителю предоставили съемную квартиру, половину аренды платит школа, половину – сам Мусин.
Трудоустроившись по программе «Земский учитель», Дамир Рафикович уже получил миллион. Он задумывается о приобритении собственного жилья. Кроме этого, разумеется, получает обычную учительскую зарплату. И теперь он обязан проработать здесь пять лет. Останется ли дальше – будет ясно потом.
Очевидно, что он успеет выпустить свой класс. Перед Новым годом Дамиру Рафиковичу дали классное руководство в восьмом, хотя в начале учебного года были только уроки. А тут молодая учительница ушла в декретный отпуск, и он взял ее класс на себя. В одну из январских суббот провели квест на пришкольной территории. Дети были в восторге.
Молодой педагог с удовольствием взялся также вести кружок робототехники. До этого с детьми занимался педагог-совместитель, но из-за высокой нагрузки в другой школе в Умет больше не приезжает. Дамиру Рафиковичу показалось это интересным. Правда, сам еще только учится азам. Каким-то премудростям его учат школьники, уже два года занимавшиеся робототехникой. Но цель поставлена — в этом году выставить школьную команду на соревнования роботов, которое проводит Российское движение школьников. Высокого результата, может, и не будет, но участвовать надо.
А тут Дамир Рафикович обескуражил директора Татьяну Петровну Окунькову идеей провести в школе турнир по компьютерным играм. Опытный руководитель обрубать инициативу не стала, настояла только, чтобы было разработано положение, оформлено все, как полагается.
— Я и сам увлекаюсь играми. А детям они помогают проявить лидерские качества, выработать навык работы в команде, — объясняет Дамир Рафикович. — РДШ проводит турнир между школами. Почему бы не провести соревнование внутри школы?
В общем, жизнь в Уметской школе кипит. И молодой педагог удачно влился в эту жизнь.
— Химия – сложный, но интересный предмет. Учителю нужно замотивировать детей, — говорит молодой педагог. — Но, работая с детьми, главной считаю воспитательную задачу. Мне важно, чтобы они выросли достойными людьми: уважительно относились к старшим и, прежде всего, к родителям, понимали, как можно вести себя с ровесниками и с теми, кто младше, а что недопустимо. Чтобы они понимали важность саморазвития.
Справка «ИМ»
Программа «Земский учитель» стартовала в 2020 году. За два года в Мордовии появилось 8 учителей-миллионеров: 4 – в 2020 году, 4 – в 2021-м. Благодаря программе закрыты вакансии учителя физики в Явасской школе Зубово-Полянского района, учителя английского и немецкого языка в Торбеевской школе № 1, учителя английского и немецкого языка в Учхозской школе Краснослободского района, учителя физики и математики в Парапинской школе Ковылкинского района, учителя математики в Тургеневской школе Ардатовского района, учителя математики в Темниковской школе №1, учителя физики в Поселковской школе №1 Атяшевского района, учителя химии и биологии в Уметской школе.