Такие показатели зафиксированы в паспорте национального проекта «Инфраструктура для жизни», который был утвержден в начале 2025 года.
15 и 16 февраля на стратегической сессии Федерального дорожного агентства «Перспективы развития дорожной деятельности до 2035 года» были обозначены ключевые направления работы в рамках нового нацпроекта. Дорожную отрасль Мордовии представлял исполняющий обязанности председателя Государственного комитета по транспорту и дорожному хозяйству РМ – Артем Деев.
Заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин отметил, что сейчас, когда завершился национальный проект «Безопасные качественные дороги» и начался новый, «Инфраструктура для жизни», важно определить стратегию развития дорожного хозяйства не только до 2030 года, но и на последующий плановый период.
Вице-премьер отметил, что за шесть лет реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» построено, реконструировано и отремонтировано более 160 тыс. км дорог. Говоря о планах, он подчеркнул, что в приоритете — приведение в нормативное состояние существующих дорожных объектов, особенно на участках с высокой интенсивностью движения. Что касается возведения новых объектов, то необходимо активизировать работу по привлечению внебюджетных источников финансирования, а также использовать механизм софинансирования.
Министр транспорта РФ Роман Старовойт отметил, что ключевая миссия работников дорожно-транспортного комплекса — создание самой эффективной в мире транспортной системы. Первостепенная ценность для каждого специалиста дорожного хозяйства — это комфорт и безопасность пользователей автодорог, а приоритетное видение — доступный транспорт для каждого.
Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков, рассказывая о программе дорожной деятельности на период до 2035 года, обратил внимание на необходимость выполнения всех задач, поставленных Президентом и Правительством РФ. В их числе — доведение до конца 2030 года показателя автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям, до 85 %, увеличение доли дорог опорной сети в нормативе до 85 %, а такого же показателя у региональных трасс — до 60 %.
На начало 2025 года в Мордовии доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, составляет более 51 %, а доля автомобильных дорог регионального значения Опорной сети – 81,13%
Вместе с тем, по словам руководителя ведомства, будет продолжена работа по развитию многофункциональных зон дорожного сервиса (МФЗ) на федеральной дорожной сети. «В этом направлении уже достигнуты положительные результаты, большое число объектов дорожного сервиса (ОДС) обеспечивает весь необходимый спектр сервисных предложений для пользователей автодорог», — подчеркнул Роман Новиков.
Отдельно стоит отметить тенденцию к развитию внутреннего туризма на территории РФ. В условиях растущего пассажиропотока работникам дорожной отрасли особенно важно привести к нормативному состоянию федеральные трассы, ведущие к популярным туристическим объектам.
Приоритетными тенденциями Росавтодора в части реализации нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни» названы безопасность дорожного движения, внедрение искусственного интеллекта, наращивание технологического потенциала, формирование кадрового резерва дорожного хозяйства.
Еще одна важная задача — исполнение поручения главы государства по улучшению качества среды для жизни в опорных населенных пунктах (ОНП) на 30 % к 2030 году и на 60 % — к 2036 году. О необходимости исполнения Указа Президента РФ в части развития ОНП говорит также директор Департамента комплексного развития территорий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Мария Синичич.
Так, опорную сеть населенных пунктов, расположенных на территории РФ, инфраструктуру которых будут модернизировать в рамках нацпроекта, составляют 2 160 ОНП. В Мордовии перечень таких населенных пунктов тоже определен и составляет 24 единицы.
Развитие региональной и муниципальной дорожной сети — еще одна актуальная задача, которая будет реализована в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Кроме того, перед специалистами дорожного хозяйства поставлена сложная, но выполнимая цель — это соблюдение паритета между новыми объектами строительства и текущим содержанием автодорог.
Реализация ключевых концепций нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни», ориентированных на потребности граждан РФ, будет способствовать не только созданию безопасной и качественной инфраструктуры, но и выходу на совершенно иной технологический уровень, а также цифровой трансформации дорожно-транспортного комплекса. Еще одним фактором формирования комфортной среды для жизни станет обновление сети общественного транспорта и разработка новых маршрутов поездок. Развитие материально-технической базы, внедрение новых компонентов дорожных материалов, научные исследования — всё это ведущие направления деятельности в рамках нацпроекта. Кроме того, меры, обозначенные в качестве приоритетных для формирования кадрового резерва дорожного хозяйства, позволят привлечь всё больше квалифицированных специалистов и стимулировать их дальнейшее трудоустройство.