— Я, конечно, знал про Степана Эрьзю, видел его произведения. Но только здесь, в Саранске по-настоящему понял масштаб его творческого дарования, — признался член-корреспондент Российской академии художеств Андрей Молчановский.
Чтобы оценить широту стилистического диапазона современных российских скульпторов, которым мордовский гений дал путевку к свободе художественного мышления, стоит заглянуть в Галерею на Советской, 29. Там разместилось около 70 произведений маститых и молодых талантливых отечественных авторов. Как пояснила на вернисаже директор Музея Эрьзи Людмила Нарбекова, эта выставка, посвященная 145-летию нашего великого земляка, продолжает экспозиционный проект, организованный при активном участии Московского союза художников и Объединения московских скульпторов.
Однако, рассматривая собранные на юбилейной выставке работы, вкушая их образную эстетику, невольно погружаешься и в самобытную культуру разных народов страны.
Вот бронзовая «Битва Иакова с ангелом» художника Андрея Плиева, уроженца Владикавказа, отмеченного медалью «За отвагу» за выполнение солдатского долга в Афгане ещё до поступления в Суриковское училище.
В другом зале схватились кряжистые «Дзюдоисты» даргинца Далгата Далгатова, выросшего в Дагестане, окончившего Пензенское художественное училище и Харьковский художественно-промышленный институт.
Данью памяти ещё одному юбиляру года воспринимается трёхчастная композиция Леонида Баранова «Достоевский. Земное и небесное».
А за углом, в соседнем небольшом зале примостился ироничный «Пушкин, читающий Хармса» Георгия Смирнова и нелепо-комичный в своем мнимом величии «Царевич» Александра Смирнов-Панфилова.
Необычайно трогательно смотрятся детские фигурки из «Фотоальбома» Сергея Судакова. Словно ожившие герои выцветших, с потёртостями снимков – вырезанные из дерева в духе соцреализма мальчики и девочки.
Притягивают внимание и философские аллегорические композиции Ольги Хан, «Шестой день» Анатолия Смоленкова, «Свидетель седьмой волны» Андрея Молчановского, «разлученное» на этой выставке «соколиное семейство» Рамиля Шерифзянова, саркастичный «Слон и Мухин» Дмитрия Тугаринова, акцентировавший контраст смыслов сочетанием алюминия с мелкими стразами.
Ехидный шут «Джокер» Галима Долмогомбетова выглядит «приветом» американскому сочинителю комиксов Брайану Азарелло и иллюстратору одноименного графического романа Ли Бермехо.
Есть здесь и работы земляков Нефёдова-Эрьзи – современных мордовских художников Ивана Черапкина и Николая Филатова.
Студенты Саранского художественного училища, по нескольку раз обойдя экспонаты, надолго тормозят у витрины с фрагментами субтропических деревьев, привезенными из Латинской Америки на Родину самим Степаном Дмитриевичем.
— Смотри, там — губы, глаза…Нет, это усы, брови и морщины…, — спорят они, разглядывая витиеватые изгибы кебрачо.
Не исключено, кто-то из них тоже вскоре станет известным скульптором.
Выставка «Эрьзя и мы» будет демонстрироваться в столице Мордовии до 30 января. Молодые посетители могут познакомиться с творчеством современных художников, воспользовавшись «Пушкинской картой».