1.2 C
Саранск
Пятница, 29 марта, 2024
spot_img

Волшебник из кинобудки: когда-то киномеханик был самым уважаемым человеком на селе

«Всё течёт, всё меняется…». К словам  древнего философа можно добавить: «И исчезает».  Как, например,  в эпоху  «цифры» остались в прошлом  профессии, представителем  одной из которых был киномеханик. Но  приятно вспомнить  время, в котором он запросто собирал  односельчан в одном месте и, без преувеличения, был на селе  проводником   культуры. Ведь  хорошее кино воспитывает и облагораживает   душу. Не случайно  киномеханик стал и героем рассказа  Василия Шукшина «Чудик». Он обожает сыщиков и собак,   в детстве   мечтал стать шпионом, но во взрослой жизни стал показывать кино. Так подсказало ему сердце, по велению которого принял для себя такое решение. 

«Золотой, пусти за пятак!» 

Было время, когда показом кинофильма в селе заканчивался трудовой день. В больших селах кино крутили ежедневно, и оно собирало перед  экраном взрослых и детей.  Но и в деревеньках,  в числе которых была Орловка Атяшевского района, «важнейшее из искусств» раза два в неделю собирало в крохотном клубе почти всех жителей. О предстоящем событии оповещал земляков  бригадир Виктор Балясов. Он с раннего утра ездил за семь километров   в правление колхоза на наряд, а  возвращался домой с афишей, на которой были написаны название кинокартины и время  начала сеанса. 

—  Тогда в Орловке телевизор был  только у Сипаковых, и больше —  никаких других развлечений,   — вспоминает местная уроженка Валентина Крутова.  – Зато желающих пойти в кино   всегда было много. Большинство фильмов  было  про войну, но нам, тогда еще школьникам, все равно было интересно их  смотреть. Билет в кино стоил 20 копеек, но родители деньги на кино не всегда  давали. Своего киномеханика в Орловке не было, поэтому кино   показывали приезжие из Селищ и Алашеевки. Приходя  к  клубу  без денег в кармане, мы упрашивали их пустить нас  в кино, но не всегда шли  нам навстречу. Не отказывал лишь селищинский киномеханик, которого все звали Золотой. Да и как    было отказать, когда мы просили его об этом даже коротким стишком собственного сочинения: «Золотой, Золотой, пусти за пятак! Не хочешь за пятак, пусти за так».  Когда  шла уже вторая часть фильма, он нас пускал в клуб со словами:  «На свободные места не садитесь!».   Мы садились перед самым экраном  прямо на пол и   сидели тихо. А недавно  я узнала, что Золотой, которого на самом деле звали Дмитрий Кузьмич, этой весной умер. Говорят, уже после киномехаников работал он у себя в колхозе  шофером,  и в работе всегда оставался примером. Хороший был человек, светлая ему память…» 

На «посту» 

Но так было не только в Орловке. Кино любили везде,  а киномеханика в селе знали в лицо даже маленькие дети, для которых он был почти чародеем. «Какая хорошая и интересная работа — постоянно смотреть разные  фильмы, да еще и бесплатно!» — думали они.  Но киномеханик и специально для детей время от времени показывал  в клубе фильмы, билет на которые стоил всего пять копеек. А школьникам, которые учились уже в старших классах, хотелось  попасть и на взрослый киносеанс. Но рядом с киномехаником, который продавал билеты на взрослое кино, почти всегда стоял кто-то из  учителей, которого на этот «пост» ставил сам директор школы. Это сейчас кино бывает до неприличия откровенное,  а тогда считали, что дети  не должны видеть на экране даже  невинный поцелуй двух влюбленных.  

Экран делился новостями 

В то время перед началом каждого фильма  обязательно показывали киножурнал, содержанием которого были «Новости дня» и иностранная кинохроника. Не забывали  в киножурналах и про местную  тематику. В селах Мордовии  нередко  крутили киножурналы Казанской студии кинохроники под названием «На  Волге широкой». Даже в наши дни в Интернете можно найти отдельные выпуски этого киножурнала, посвященные   работе  колхозов имени Калинина и Максима Горького Атяшевского, племзавода «Россия» Лямбирского районов. На кинолентах представали перед глазами поля и фермы  образцовых сельхозпредприятий, при  виде которых работники не самых успешных колхозов, которых было большинство, лишь вздыхали с сожалением: «У нас такого  не будет…». В 1969 году показывали документальную хронику о  пограничном конфликте на реке Уссури в районе острова  Даманский, которая даже после жесткой цензуры зрителям была   намного интереснее, чем   художественный фильм после   показа хроники. 

Так что киномеханик не только детей не пускал на вечерние  сеансы, но и кино не мог показывать без киножурнала. Если в районной киносети  узнавали о нарушении  запрета, его  могли лишить премии. Главным условием для премирования  было выполнение плана, который  киносеть доводила на каждый месяц всем киноустановкам. Как и для всех в советское время, план и для киномеханика был законом, а его  выполнение – честью.  

В кино – с табуреткой 

Когда в прокате были интересные кинокартины, собрать нужную для выполнения плана денежную выручку не составляло  большого труда. «Особенно, — вспоминает пенсионерка из Саранска Анна Варламова, — в годы моей молодости любили ходить на индийские фильмы. «Танцор диско», «Сангам», «Месть и закон», «Бобби», «Рам и Шиам», — вот лишь некоторые картины, на просмотр которых в клуб приходили даже со своими стульями. Но не меньше народу собирали отечественные  фильмы «Кавказская пленница»,    «Свадьба в Малиновке»,  «Кубанские казаки», «Иван Васильевич меняет профессию», «В бой идут одни старики», «Полосатый рейс», «Летят журавли»… Я работала  в колхозе ветфельдшером, и для поездок по бригадам была  у меня лошадь, на которой по просьбе киномеханика привозила  в бригадные клубы  и железные  банки с кинолентами. В каждой из них было до десяти уложенных  в круглые жестяные коробки частей,  а  вся  банка тянула  килограммов на пятнадцать». 

Сегодня банки с кинолентами можно увидеть разве что на старых  фотографиях.  В цифровые  кинотеатры фильмокопии  весом от 60 до 300 гигабайт доставляют на жестком диске, который   умещается и в кармане. Для показа на экране достаточно  малогабаритного кинопроектора,  управлять которым  не сложнее, чем смотреть фильм на ноутбуке. Современному  мультиплексу достаточно маленькой комнатки с сервером, с которых один  человек  может управлять кинопоказами сразу в нескольких  залах. 

Курьеры-добровольцы 

Я тоже  помню, как  индийский «Сангам» в один и тот же  вечер   показывали сразу  в двух соседних селах. И чтобы не было никакого перерыва   с показом очередной части фильма, несколько мальчишек  за три километра поштучно несли под мышками коробки  с кинолентами  от  одной киноустановки до другой. В благодарность за это киномеханик Николай Романович  Пивцаев бесплатно пускал их в кино. Как сосчитать, сколько километров киноплёнки   он перемотал, сколько заклеил на ней обрывов  за   годы работы, сколько фильмов показал и  сколько чернил  потратил на написание афиш, которые развешивал на  клубе и на улицах? И что уж говорить о банках с кинолентами, что перевез и перетаскал на себе из района! 

Пивцаев   застал   время, когда  в селе  электричества еще не было. Ток  для киноаппарата  вырабатывал   бензиновый движок.    Он находился под  кинобудкой, которая была загадочной для нас резиденцией киноволшебника.  Но и после появления в селе электричества   движок продолжал выручать, когда во время киносеанса гас свет. Я знаю людей, которые, попав однажды в кинобудку,    после этого и сами захотели стать  киномеханиками.  Этой профессии, кстати, еще недавно  обучали в Рузаевке.  

…Одно время проходит, другое приходит. Благодаря Интернету кино теперь можно смотреть дома, в транспорте, в парке на скамейке, в кафе и вообще  где угодно. Но наша большая  признательность и сегодня всем, кто до конца оставался верным ушедшей    профессии киномеханика.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости