5.6 C
Саранск
Понедельник, 28 октября, 2024
spot_img

В Саранске разыгрались страсти. По Торчалову

Йошкар-олинский Русский драматический театр, уже знакомый саранским зрителям благодаря Международному фестивалю «Соотечественники», в этот раз предложил публике свою версию трагикомедии современного драматурга Никиты Воронова «Страсти по Торчалову», поставленную режиссёром Владиславом Константиновым и художником Павлом Корниенко.

Пьесу «Страсти по Торчалову» сценарист и режиссёр документального кино Никита Воронов написал в 1997 году, когда наша страна оказалась в стремительном водовороте перемен – общественного строя, экономических структур и даже устоявшихся представлений о добре и зле. По жанру это трагикомедия, хотя вернее отнести её к публицистической притче, в которой переплелись история и современность, философские, но совсем не дидактично-занудные размышления о сути жизни с хлёстким сарказмом и юмором.

Если коротко, не выдавая неожиданных виражей сюжета, она про то, как после смерти люди попадают в некое условное «чистилище», где они должны вспомнить свой главный грех. И только после этого «прозвенит звоночек» и Господь решит, куда их отправить дальше. Такой своего рода отсыл к Данте, построенный на реалиях российской истории и одновременно созвучный дню сегодняшнему. Но, пожалуй, главное – каждый сидящий в зале, слушая истории-исповеди персонажей, невольно проецирует их эмоции, размышления на себя.

«Все мы где-то по-крупному насрали и забыли где. Грех…он есть. А нам кажется – нет, — говорит один из обитателей «чистилища». И все, оказавшиеся в этом замкнутом пространстве, подвергаются самокопанию и «стимуляции» скорейшего вспоминания, погружением в вечную ночь, угнетением и периодическими болезнями, понимают, что настоящий ад – не в котле вариться: «Страшно в себе вариться. Вычерпывать страшно».

Промежуточный полустанок между этим и тем мирами в спектакле йошкаролинцев выглядит пустынным. Словно между небом и землей, среди облаков всех оттенков серого, плывущими на вертикальных планшетах по обе стороны «чистилища». Да за условным окном на заднике периодически проносятся вагоны темно-серого трамвая.
И ничего лишнего – пара больничных каталок и табуреток, винтажный алюминиевый чайник да казенные алюминиевые кружки в тон облакам. И лаконичное облачение обитателей полустанка тех же оттенков серого, будто обезличивающее, сливающееся с облаками. Но у каждого героя свой, отличный от других характер, своя трагическая судьба, выписанная актёрами выразительными, на полутонах красками.

Беззлобный и боязливый водитель Семён у Дмитрия Воронцова. Весёлая, суетливая, старающаяся всем угодить горничная Лиза Юлии Ангеловской. Готовый в любой момент броситься в атаку с шашкой, но не способный устоять против бутылки водки максималист-красноармеец Сашка Ярослава Ефремова. Непробиваемая на сантименты – ни то что голос, ни единый мускул на её лице не дрогнет – комендантша Римма Людмилы Мансуровой. Похожий на тень садист-милиционер Степан Ильи Петрова. Субтильный на вид, безэмоционально циничный «новый русский» Евгений Кушкин Антона Типикина.

Дамир Сафиуллин играет того самого Павла Максимовича Торчалова, рефлексирующего функционера-реформатора, очутившегося на странном полустанке и задумавшегося, кому нужны были его реформы и чего он упустил, не успел в своей земной жизни.

Саранский зритель принял йошкар-олинские «Страсти…» на «ура!», точнее – благодарным шквалом оваций и искренним «Браво!».

28 октября фестивальную эстафету продолжат артисты Ереванского Государственного русского драмтеатра спектаклем «Фальшивая нота» по пьесе Дидье Карона. 29 октября – актёры Минского Национального драмтеатра им. М. Горького постановкой «Крейцерова соната» по одноимённой повести Льва Толстого.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости