20.1 C
Саранск
Понедельник, 17 июня, 2024
spot_img

В Саранске прошел круглый стол «Мордовские языки в диалоге культур»

В преддверии Всероссийского дня мордовских (эрзянского и мокшанского) языков, который отмечается 16 апреля, в Саранске в Национальной библиотеке им. А.С. Пушкина прошел ежегодный «круглый стол» «Мордовские языки в диалоге культур».
В нем приняли участие первый заместитель министра культуры, национальной политики и архивного дела РМ Александр Карьгин, председатель Исполкома Межрегиональной общественной организации мордовского (мокшанского и эрзянского) народа Татьяна Ларина, преподаватели вузов, работники образовательных учреждений, культуры, СМИ, сотрудники издательств и национальных редакций, писатели.

Участники встречи обсудили функционирование мордовских языков в сфере образования, культуры, СМИ, представили положительные результаты проектной деятельности в образовательных учреждениях, обсудили роль этнокультурных некоммерческих организаций РМ в сохранении и популяризации языков.

Отдельное внимание было уделено обучению детей мордовским языкам в дошкольных образовательных организациях, а также актуальным вопросам преподавания эрзянского и мокшанского языков и мордовской литературы в детских садах, школах, вузах республики и регионах страны с компактным проживанием мордовского народа.

«В нашей республике многое делаетсядля развития национальных обычаев и традиций, для развития языка. Многое делается и для того, чтобы языки изучались в школах республики. Ведется работа над созданием национального корпуса, который будет представлен в интернет-пространстве. Ученые нашей республики, издательства работают над созданием и выпуском учебников и книг на национальных языках.
Да, есть и проблемы. Но работа в этом направлении ведется», – сказал первый заместитель министра культуры, национальной политики и архивного дела РМ Александр Карьгин.

Среди проблем — недостаточное количество часов, отведённых на уроки эрзянского и мокшанского языков и литератур в школах.

Так, в школах республики мордовский язык как родной изучается с 1 по 11 классы два раза в неделю, как государственный – 1 раз в неделю со 2 по 7 классы.

Среди проблем — и нехватка национальных кадров, студентов, владеющих языками.
«Для нашего факультета является проблемой найти тех студентов, которые владеют языками, чтобы преумножить их знания и потом выпустить их, чтобы они работали с языком и литературой. Есть проблема и в том, что сокращаются учебные планы, предметы. И мы не можем дать студентам информацию в том объеме, в котором хотелось бы», –сказал кандидат филологических наук, доцент, декан филологического факультета МГУ им. Н. П. Огарева, модератор мероприятия Иван Рябов.

На круглом столе были обозначены и достижения в сфере национального образования. Этому были посвящены выступления учителей мордовских (эрзянского, мокшанского) языков, преподавателей вузов.

На заседании также была отмечена роль культуры в сохранении языка.
«Сегодня на круглом столе были подняты очень острые вопросы, которые волнуют нас всех. Безусловно, обозначенные проблемы нужно решать.

Было бы здорово, принять какие-то поощрительные меры для национальных кадров», – считает исполнительный директор Поволжского центра культур финно-угорских народов Екатерина Модина.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости