В октябре исполнится сто лет со дня рождения Любови Сильвестровны Шаниной-Трембачевской. Она стала первой женщиной-художником, которая в середине XX века наравне с коллегами-мужчинами формировала современное профессиональное изобразительное искусство Мордовии.
Она родилась в селе Афанасьевское Ачитского района Свердловской области. Дочке рабочего-железнодорожника Сильвестра Трембачевского очень уж хотелось рисовать. И, окончив школу, 17-летняя талантливая девочка поехала в Пензу. На редкость одарённую и поразительно трудоспособную Любочку приняли на живописное отделение художественного училища имени К. А. Савицкого. Причём она попала на курс к известному мастеру, выпускнику Императорской Академии художеств, Ивану Силычу Горюшкину-Сорокопудову.
А ещё в Пензенском училище она встретила своего будущего мужа – Марата Шанина, с которым позже они вместе поступили на графическое отделение Харьковского художественного института, учились у маститых советских мэтров изобразительного искусства Иосифа Дайца и Василия Мироненко.
Кстати, в качестве дипломного проекта Любовь Сильвестровна проиллюстрировала повесть Владимира Беляева «Старая крепость». И её работа заслужила отличную оценку.
С 1957 года молодые дипломированные супруги-художники перебрались в Саранск и свою судьбу навсегда связали с Мордовией.
Марат Семенович возглавил только что созданное Саранское художественное училище. Любовь Сильвестровна более двадцати лет преподавала живопись, графику и рисунок в первой экспериментальной детской художественной школе, открыв путь в профессиональное искусство многим сотням талантливых ребят.
Ученики отзывали о ней как о невероятно чуткой, внимательной наставнице. Один из них, Виктор Елизаров, позже окончивший Московский институт им. В.И. Сурикова и также посвятивший себя преподавательской деятельности, сказал: «Любовь Сильвестровна Шанина-Трембачевская… учила нас видеть и писать мир цветным».
«Она просто душа искусства!» — горит другой её ученик, Евгений Балакшин, с теплом вспоминая наставницу.
Не жалея времени и душевных сил на обучение юных дарований, она, тем не менее, не переставала заниматься творчеством.
Причём одинаково успешно и с вдохновением работала в разных графических техниках – офорте, литографии, линогравюре. Но, пожалуй, ближе всего ей была акварель. К какому бы жанру Любовь Сильвестровна не обращалась – портрету, натюрморту, пейзажу, тематической композиции, у неё получились удивительно лёгкие, нежные, свежие акварели – трогательно лиричные, овеянные вдохновляющей романтикой.
При этом во многих её произведениях, в частности в серии работ «Будни Мордовии», «Земля и люди», «Юность», «Лето в Рыбкино», «Весенний Саранск» чувствуется трепетное, искреннее отношение автора к мордовскому краю и его жителям.
К слову, за серию молодежных акварельных портретов «Девчонки с нашей улицы» Любови Сильвестровне в 1971 году вручили Премию комсомола Мордовии.
Хотя в духе требований времени художники выполняли и идеологические заказы. В творческом наследии Любови Сильвестровны особо выделяется серия офортов «Агенты «Искры», посвященная российским революционерам, где лаконичность линий и форм подчёркивает решительные, мужественные характеры героев.
По сведениям искусствоведов, произведения Любови Шаниной-Трембачевской находятся в собраниях многих музеев и частных коллекциях в России и за рубежом. И достаточно большая часть хранится в фондах Музея Эрьзи. Именно там, в главном корпусе, будет демонстрироваться ретроспективная выставка «Листы времени» Любови Шаниной-Трембачевской, приуроченная к её вековому юбилею. Как сообщали «ИМ» организаторы, в экспозицию вошло более ста работ, а также впервые широкая публика увидит уникальные архивные материалы, фотографии и личные вещи художника.
Юбилейная выставка в зале Современного отечественного искусства на Коммунистической, 61 откроется 17 июля в 16.00.
В Саранске покажут «Листы времени» Любови Шаниной-Трембачевской
