Премьера «Золотого петушка» собрала в Саранске аншлаг. Среди публики, оба вечера заполнявшей зал Республиканского театра оперы и балета им.И.М Яушева, были как местные меломаны, так и зарубежные гости, по случаю оказавшиеся в Мордовии, и зрители из соседних регионов.
— Специально приехали посмотреть новый оперный спектакль. И не пожалели, — заверили «ИМ» нижегородские меломаны, признавшиеся, что соблазнились также возможностью услышать в главных партиях солистов Большого театра и московской «Геликон-оперы».
Но всеобщий восторг вызвала сказочная атмосфера, создаваемая мультимедийными технологиями не только на сценической площадке, но и погружающая весь зал то в загадочную мистику пророка-Звездочёта, то в сонные грёзы обленившегося Додона, то в тревожную, с трагическими багровыми всполохами костра, ночь, то в чарующий малиновый омут фатально соблазнительной Шемаханской девицы.
Постановщики саранского «…петушка» — режиссёр Эдуард Храмов, художник Оганес Айрапетян и балетмейстер Наталья Атитанова – воздержались от нарочитого визуального осовременивания Пушкинской сказки. И оркестр под управлением Максима Акулова бережно воспроизводит музыкальное полотно последнего оперного сочинения Н. Римского-Корсакова, отличающееся живописной драматургией и едкой сатирой.
Сценография и костюмы обитателей Додонова царства выполнены в стиле народных промыслов – Городецкого и Гжели, чертоги Шемаханской царицы и облачение её свиты – в восточном стиле со струящимися тканями и эфемерными линиями. И все-таки в сюжете оперного «Золотого петушка», написанного более века назад, невольно считываются актуальные сегодня социально-политические аналогии. Не случайно же юбиляр Александр Сергеевич напутствовал: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».
Что касается приглашенных солистов. Звездочёт солиста Большого театра Леонида Бомштейна своим пронзительным тенором альтино буквально загипнотизировал слушателей.
Царь Додон его московского коллеги Михаила Гужова был прекрасен во всех смыслах — и вокальном, и актёрском. Инфантильный, но сладострастный, не соблюдающий своих обещаний и не желающий печься о благе народа государь, позволяющий править хозяйством хитроватой ключнице (или кухарке), роль которой исполнили саранские артистки Екатерина Ланцева и Наталья Макарова.
Впрочем, порадовали и молодые артисты-яушевцы. Николай Ерёмкин и Борис Андриюк, Валерий Мезенцев и Денис Хомицкий, в разных составах исполнившие партии сыновей Додона, царевичей Гвидона и Афрона, эдаких непосед-юношей, которые воевать не умеют, но, ежели потребуется, снаряжаются защищать Отечество.
Колоратурные сопрано Наталья Хабибулина и София Орлова успешно справились с очень даже непростой партией коварной Шемаханской дивы.
Предостерегающие кличи «Золотого петушка», возникающего из фрагментов пазлов и летающего по залу видео-птицей, звучали «закадрово» голосом Анны Голубевой и Марины Видяйкиной.
Такой сказочный подарок преподнес Театр оперы и балета им. И. М. Яушева саранским зрителям к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина и 180-летию со дня рождения Николая Римского-Корсакова.
Напомним, постановка оперного спектакля осуществлена при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и АНО «Русские сезоны». И кстати, впервые «Золотого петушка» выпустили на большую сцену 115 лет назад. А репертуар саранского театра за почти 90 лет существования впервые обогатился постановкой по этой опере Римского-Корсакова.