— Какое же счастье видеть это у нас в Саранске! – шептал народный художник Мордовии Иван Щанкин, рассматривая сельские пейзажи Русского Севера на выставке Константина Коровина, открывшейся в Музее Эрьзи.
Благодаря давнему тесному сотрудничеству Музея Эрьзи с коллегами из Санкт-Петербурга и поддержке республиканского министерства культуры, в Саранске приехало 40 работ Константина Коровина из фондов Русского музея. Его, написанные смелыми, размашистыми масками, женский портрет, дышащая вечерней прохладой вода, искрящаяся светом и радостью весна. Эскизы театральных костюмов и декораций. Они будут экспонироваться в главном здании на Коммунистической, 61 до 11 января. Кроме того, на этой выставке жители и гости Мордовии впервые увидят хранящиеся в коллекции Музея Эрьзи эскиз декорации К. Коровина к опере Н. А. Римского-Корсакова «Садко», а также графические листы его учителя В. Поленова, его близкого друга Валентина Серова.
Кто такой Константин Коровин? Искусствоведы часто называют его «первым отечественным импрессионистом».
— Хотя сам художник, — уточняет куратор выставки Татьяна Ведякова, категорически не признавал никаких условных рамок и –измов. На зависть многим другим он писал поразительно быстро, стремительно.
Коровина можно смело назвать Моцартом в живописи. Часто портреты он завершал за один сеанс, пейзажи полностью выполнял на пленэре. Не стараясь в точности запечатлеть реальность, а передавая в цвете свои ощущения того, что видит.
При этом Константин Коровин отлично владел навыками художественного мастерства. В 14 лет его без вступительных экзаменов приняли на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Через год Константина перевелся на отделение живописи, где его наставниками были Алексей Саврасов, Василий Поленов и Василия Перова. Но Коровина тяготили жёсткие каноны классицистической живописи, ограничивающие творческий полёт. Зато, обладая врожденным даром колориста, он сумел найти свой, отличный от всех остальных художественный язык.
Посетив Францию и близко познакомившись с западноевропейским искусством, в своём творчестве Коровин объединил французский импрессионизм с широтой «пейзажа русской души».
По свидетельству современников, общительный по натуре, шутник, балагур, он с лёгкостью раздаривал свои художественные экспромты. В нём не было ни капли амбициозности и стяжательства. Своим ученикам Коровин говорил: «Никогда не думайте о деньгах. Они сами к вам придут… Пишите больше, что здесь, на улице, у вас перед глазами».
Кстати, врожденное пространственное восприятие и полученные в училище архитектурные навыки Константину Коровину очень даже пригодились.
По заказу Саввы Мамонтова он разработал проект и оформил павильон «Крайний Север» для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде. Через четыре года Коровин спроектировал часть экспозиции и непосредственно выполнил 31 декоративное панно на Всемирной выставке в Париже. За что его наградили 2 золотыми и 7 серебряными медалями выставки, орденами Святого Станислава и Почётного легиона. А позже художник построил дом в деревне Охотино и двухэтажную дачу в Гурзуфе по своему проекту.
И ещё, Константин Коровин, по сути, совершил революцию в театральном искусстве. До него декорации служили в спектаклях просто фоном, костюмы героев – просто одеждой. А у Коровина сценография – объемная, экспрессивно-эмоциональная – получила отдельное образно-смысловое значение. Сначала он оформлял спектакли в частном театре того же Саввы Мамонтова в Абрамцево. А потом почти четверть века плодотворно сотрудничал с императорскими театрами, выпустив около сотни постановок на сцене Большого и Мариинского, театров Парижа и Ла Скала в Милане.
На вернисаже саранской экспозиции Константина Коровина министр культуры РМ Светлана Баулина сообщила журналистам, что на ближайшую перспективу намечено привезти и показать в Мордовию произведения Ивана Айвазовского из собрания Русского музея.
В Саранске открылась выставка работ Константина Коровина из собрания Русского музея




