С 23 октября 2025 года по 11 января 2026 года в Главном здании МРМИИ им. С.Д. Эрьзи (ул. Коммунистическая, 61) работает выставка произведений признанного классика русской живописи, основоположника «русского импрессионизма», реформатора театральной живописи Константина Алексеевича Коровина из собрания Государственного Русского музея.
Проект, реализуемый в рамках Культурно-выставочного центра Государственного Русского музея в Саранске, представляет более 40 произведений живописи и сценографии и строится на двух разделах.
Раздел живописи можно условно поделить на три периода, демонстрирующих эволюцию творческого метода Коровина: период 1890-х годов – наиболее плодотворный для художника, в который осуществляется переход от тональной живописи к импрессионизму; период 1900-1910-х годов – вершина творчества Коровина, когда импрессионизм и декоративизм органично срастаются; эмигрантский период (с 1923 по 1939 год), самый не проясненный и малоизученный, представлен одним произведением «Автопортрет» 1938 года. В раздел вошли сельские пейзажи России, пейзажи Севера, портреты, натюрморты, материалы для подготовки выставочных павильонов, виды Парижа, Крыма, Охотина, Удомли.
Раздел сценографии представлен эскизами театральных декораций к сценическим постановкам периода работы Константина Коровина в императорских театрах Петербурга и Москвы 1900-1910-х гг.
Дополняют экспозицию произведения из фондов МРМИИ имени С. Д. Эрьзи: эскиз декорации Константина Коровина к опере Н. А. Римского-Корсакова «Садко» (1919); графические листы учителя Коровина – В. Д. Поленова, его близкого друга и соратника – В. А. Серова. Дружбе художника с выдающимся пейзажистом И. И. Левитаном и классиком мировой литературы А. П. Чеховым посвящена скульптура «Чехов и Левитан» М. К. Аникушина (1964).
Константин Коровин занимает особое место в отечественной культуре. Его блестящая одаренность проявилась во всех сферах его многосторонней деятельности: живописи, театре, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, на литературном поприще. Коровин внес значительный вклад в искания нового национального стиля, основанного на подлинно русском народном зодчестве и декоративном искусстве. Он способствовал радикальному обновлению театра в России, произведя переворот в понимании роли театрального художника. На его долю выпала миссия осуществить переход к искусству XX века. Являясь выдающимся педагогом, он воспитал плеяду будущих лидеров «московской школы живописи» и русского авангарда.
«Искусство должно давать радость и счастье», — писал художник. В истории национальной культуры Константин Коровин навсегда остался восторженным певцом человека и красоты родной земли.