11.8 C
Саранск
Суббота, 20 апреля, 2024

В музее МВД хранятся экспонаты конца XIX века

В деревянной будке на посту — городовой. В мундире, с оружием, на груди – жетон с надписью: «Саранск, полиция, №17». Такого на улицах современной столицы Мордовии не увидишь, а вот в музее республиканского МВД – пожалуйста. Это один из самых приметных экспонатов. Он рассказывает о том, что в начале 18 века три деревянных будки располагались в присутственных местах и там, где проходили ярмарки. Постовой следил не только за порядком, он контролировал соблюдение санитарных правил, не должен был допустить появления на закрепленной территории нищих, собирающих милостыню, и бездомных. Он нес службу только в пределах видимости будки, нарушение этого правила строго наказывалось.

До 18 века такого сотрудника называли будочником, он считался низшим должностным лицом в городской полиции. Во второй половине 19 века будочники «выросли» до городовых. Городовыми могли стать только симпатичные и подтянутые люди. Рост не меньше метра семидесяти, приятная внешность и обязательное условие – грамотность.

Все эти интересные исторические факты и подробности городской жизни можно узнать в ведомственном музее.

Отчеты и медали

Никогда бы не подумала, что экскурсия в этот музей мне покажется настолько любопытной. На уроках истории родного края нам, пожалуй, такого не рассказывали. Оказывается, кроме деревянных будок, существовали в те времена и каменные. Въехать в город, минуя их, было невозможно. В шести каменных строениях дежурил конный наряд. Это для того, чтобы в город не попали случайные люди, например, бандиты «с большой дороги». Для всех входящих – обязательное правило: показать документ и как в фильме «Свадьба в Малиновке» рассказать: «откуда, куда, зачем». В городе каждый приезжий должен был отметиться и заплатить налог, который шел в городскую казну. Городовой помогал, рассказывал, куда обратиться с прошением или жалобой.

Сотрудник полиции каждого мелкого жулика знал в лицо. И, если у кого срезали кошелек, он быстро вычислял, кто это мог сделать, вытаскивал преступника из толпы, давал в руки метлу и заставлял убирать площадь. Согласитесь, хорошая воспитательная мера.

Отчет от полицмейстера

На музейных стендах – фото с так называемой пожарной площади. Здесь секли бедных за преступления (если это не убийство), богатые за проступки платили огромные штрафы.

За стеклом в музее — пожелтевшая бумага с записями от руки, качественными чернилами. «Это отчет местного полицмейстера», — объясняет экскурсовод. Как вы думаете, что в этом отчете? Нет, не данные по личному составу или по количеству выявленных преступлений. У стража порядка тогда функции были куда шире, он сообщает: сколько мужчин и женщин живет в Саранске, сколько детей, сколько духовенства, сколько купечества, сколько существует каменных дорог, сколько деревянных настилов. Документ датирован 1810 годом. А первым полицмейстером на территории современного Саранска был Иван Яковлевич Евсюков.

Экспонат, который произвел впечатление больше всего, – чугунная медаль. «За пьянство» читалось на тяжелой «награде». Весила эта штуковина почти семь килограммов, а вручали ее саранским пьяницам – крепили цепями на шее и заставляли ходить неделю. С медалью и цепями (общий вес достигал 14 килограммов) любители выпить работали, спали, обедали. Незавидная участь, но зато, говорят, мера действенная – второй раз такой медалью почти никого не награждали. Отпадало желание пить навсегда.

pyanitsa p43122 9ab49

Чугунная «награда» была введена в 1714 году Петром I. Жаль, что ее отменили, применение бы ей нашлось.

Разоблачили банду

На стеллажах много портретов – это люди, которые когда-то возглавляли органы внутренних дел, в былые времена боролись с бандитами. Кроме фото – форма полицейских, документы, оружие, которое они изымали у преступников. Жители современной Мордовии хорошо помнят торбеевского стрелка Григория Грязнова, который убил трех человек и держал в страхе весь район. Так вот в тех местах – в селе Салазгоре в двадцатые годы прошлого века орудовала банда братьев Ждакаевых и Панкратова. Несколько лет они грабили и убивали людей, пускали под откос поезда.

Поймать их и положить конец страданиям простых людей, которые из дома боялись выйти, удалось начальнику уголовного розыска Николаю Алексеевичу Проходцеву и его коллеге Ивану Трофимовичу Морозову. На это понадобилось немало времени и сил.

Когда к жителям Салазгоря приходили сотрудники органов внутренних дел и спрашивали, где живут Ждакаевы, люди молчали. Одна старушка кивнула головой, указав, куда надо идти. Сотрудники милиции никого не нашли, а когда вернулись к бабушке, она была мертва.

Бандитов арестовывали, но они умудрялись сбегать даже из расстрельной ямы. Банду расстреляли, а утром по свежему снегу увидели следы, главарям удалось выжить и сбежать.

Проходцев и Морозов найдут их позже в морозной Сибири, задержат и привезут в Пензу, а в феврале 1928 года в «Трудовой правде» напишут, что бандиты были расстреляны.

Добровольцами – на войну

Следующая музейная экспозиция рассказывает о сотрудниках милиции в годы Великой Отечественной войны. 398 милиционеров ушли на фронт из Мордовии в первые же дни войны. 57 из них – не вернулись, их имена увековечены в музее. Среди тех, кто погиб, сражаясь за Родину, – пятеро удостоены звания Героя Советского Союза. Судьба каждого из них по-своему интересна и описать ее не хватит и целой книги. Скажу о самом молодом герое – Викторе Бобкове. Ему было всего 15, когда началась война. Услышав известие о нападении фашистов, он вместе со взрослыми мужиками пришел в военкомат и попросился на фронт. «Мал еще, — говорили военные, — иди вон в милиции пока послужи, сапоги будешь чинить милиционерам, а то негоже им за бандитами в рваных бегать». Витя сделал, как велели, два года прослужил в хозчасти, а в 17 все же сбежал на фронт. А в восемнадцать ему присвоили звание героя – посмертно…

1 f83b9

15 июля 1944 года во время переправы через реку Неман и боев за плацдарм у реки ефрейтор Бобков получил приказ — доставить информацию командиру полка, вплавь через реку под огнём противника доставил донесение в срок. При этом ефрейтор Бобков получил 2 тяжёлых ранения — в живот и в голову.

Напротив портретов героев в музее – макет землянки командира: вместо двери — занавес, внутри – буржуйка, карта, «морзянка» и, конечно, гармонь. Немного дальше от землянки — огневой рубеж. «Так наши художники представляли линию обороны», — объясняет экскурсовод. Впечатляет.

Много героических и одновременно трагических страниц и в истории современного МВД. И им посвящены отдельные, не менее интересные экспозиции. О героях нашего времени мы расскажем в наших следующих публикациях.

Ирина ЕГОРОВА.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости