Вообще-то выставка, разместившаяся в фойе Главного здания музея по Коммунистической, 61, называется «Краснослободск и его окрестности» Вообще-то выставка, разместившаяся в фойе Главного здания музея по Коммунистической, 61, называется «Краснослободск и его окрестности». Поскольку организаторы отобрали для неё с полсотни кадров, на которых Георгий Скворцов запечатлел фрагменты провинциального быта жителей Краснослободска и соседних сел, а также трогательно-прекрасные в своей незамысловатости природные пейзажи тех мест и соседнего Ельниковского района, где он родился. Но, вглядываясь в эти снимки, физически ощущаешь атмосферу и настроение людей, царившие в мордовской провинции в середине прошлого века.
Ценность работ Георгия Скворцов заключается в том, что в отличие от салонных фотомастеров, он не просил героев позировать. По сути, чаще он снимал тогда редко практиковавшиеся репортажные кадры, фиксируя не только любопытные детали реальности, но точно передавая эмоции и даже взаимоотношения между людьми того времени. Как верно отмечалось на вернисаже, по снимкам Скворцова можно изучать и особенности провинциальной архитектуры послевоенного периода, чем занималось местное население, чем торговали, на чем передвигались, во что одевались и т.д.
А рядом – дивные виды примокшанских просторов. Изумительное кружево облаков, разбегающихся по небосводу. Есть на выставке еще и с десяток акварельных рисунков Скворцова – пейзажей и натюрмортов, поражающих ювелирной филигранностью.
Кстати, и фотокадры, с технической точки зрения, выполнены мастерски. Причем среди черно-белых есть и цветные, что для того времени было невиданной редкостью. По имеющейся информации, Георгий Скворцов пользовался дальномерным аппаратом «Зоркий», которые производился в СССР с 1948 года на основе немецкой «Лейки» и позволял делать панорамные снимки и цветные фотографии. Правда, сам автор по разным причинам напечатать их не успел. Георгий Сергеевич умер в 1965 году, в 55-летнем возрасте. Но все более 50 тысяч негативов с подробным каталогом снимков, оставшиеся после него, в целости сохранили потомки. Младший сын фотохудожника кандидат технических наук Андрей Георгиевич Скворцов подарил ельниковским и краснослободским краеведам большую часть бесценного наследия, созданного отцом. Они поделились своей радостью с саранским коллегой-историком и книгоиздателем Константином Шапкариным, который в свою очередь выпустил альбом, объединивший снимки Георгия Скворцова и тексты краснослободского краеведа Анатолия Лютова. А директор Эрьзинского музея Людмила Нарбекова, увидев отдельные фотокадры, тут же загорелась желанием показать их широкой публике.
И так получилось, что открылась выставка в День учителя, как дань памяти династии талантливых педагогов Скворцовых. К слову, в экспозиции есть несколько изображений Сергея Васильевича, пятьдесят лет посвятившего учительскому труду в Новоямской и Стародевиченской сельских школах и Краснолободском мужском училище, и самого фотохудожника, который тоже преподавал в образовательных заведениях. А его внук Михаил Андреевич Скворцов тоже продолжает педагогическую династию, он профессор Сколковского института науки и технологий, директор Центра по фотонике и квантовым материалам Сколтеха.
Посмотреть уникальную выставку Георгия Скворцова можно до 4 ноября.