В Музее Эрьзи открылась выставка Максимилиана Волошина

Морские волны, пенными барханами бегущие к берегу. Вершины Коктебельской бухты, утопающие в нежно-розовом облаке рассвета. И ты словно ощущаешь лёгкое поглаживание ласкового бриза с привкусом соленых брызг. Картины современных живописцев, дополнившие экспозицию «Все формы, все цвета…», помогают вам почувствовать атмосферу черноморского полуострова, где век назад рождались стихи Максимилиана Волошина.

Современники называли его поэтом в живописи и живописцем в поэзии. Хотя никаких творческих вузов он не оканчивал. В юности поступил на юридический факультет Московского вуза, но через год его отчислили за революционное вольнодумство и участие в студенческих выступлениях. Однако, увлеченный с детства постижением мироустройства, Волошин занялся публицистикой, его репортажи публиковали в журналах. Затем его внимание переключилось на искусство, а свои переживания и размышления он высказывал в стихах.

По признанию самого Волошина, к живописной практике он обратился, чтобы профессионально судить об изобразительном искусстве. Освоил технику темперы, через год взялся за акварель. А поскольку бумага была, мягко говоря, не особо хорошего качества, Волошин старался работать сразу нужным тоном, без исправлений и помарок. При этом он всегда соблюдал четкость соотношения четырех стихий –
земли, воды, воздуха и огня. И каждый нарисованный им пейзаж до сих пор сохраняет свою плотность и фактуру, оставаясь светопроницаемым даже на холсте.

Поразительно, что спустя век акварели Максимилиана Волошина не утратили изначальной, заложенной автором, творческой силы и цвета. Хотя акварельная графика, по сути, очень хрупкая, со временем блекнет даже под влиянием дневного света.

Киммерия в Саранске

Впервые в Музее Эрьзи демонстрируется столь масштабная экспозиция графики Максимилиана Волошина. Более 80 работ приехали в Саранск из мемориального музея-заповедника «Киммерия Максимилиана Волошина» благодаря межмузейному образовательно-просветительскому проекту «Киммерия в Мастораве».

Кстати, на выставке также 26 работ Волошина из собрания нашего Республиканского музея изобразительных искусств. В Мордовию они попали ещё в начале 1970-х годов.
Когда принималось решение о передаче Дома художника в распоряжение министерства культуры Советского Союза, Маргарита Баранова, в ту пору возглавлявшая Музей Эрьзи, тут же отправилась в Коктебель. Она сумела уговорить вдову Максимилиана Александровича продать около 30 его произведений для пополнения собрания региональной художественной галереи (статус Музея имени Степана Эрьзи появился позже – ред.). Их, однако, крайне редко показывали широкой аудитории.

Зато теперь на выставке «Все формы, все цвета…» вниманию посетителей, кроме графических рисунков и живописных полотен, предлагаются подлинные архивные фотографии, письма и машинопись с автографами, личные вещи Волошина. В отдельной витрине – его кисти, палитра, печатка с инициалами «МВ» и один из знаменитых хитонов «киммерийского затворника». Посмотреть все эти раритеты до 5 мая гости Музея Эрьзи могут в главном здании на ул. Коммунистической, 61.

Мастер-класс по маринистике

Но одной только выставкой проект «Киммерия в Мастораве» не ограничился. Ещё в ноябре-декабре прошлого года прошли творческие конкурсы, посвященные неординарной личности и художественному наследию Максимилиана Волошина.
В них приняли участие молодые поэты и прозаики, музыканты и молодые актёры, студенты и школьники Мордовии, Санкт- Петербурга, Москвы, Сочи, Симферополя. А студенты Саранского промышленно-экономического колледжа Татьяна Сидорова и Жалолиддин Джураев написали исследовательскую работу по творчеству Волошина.
Победители выступили с программой «Волошин блюз» в день открытия экспозиции «Все формы, все цвета…».

А ещё на этой неделе живописец Сергей Коваль провёл мастер-классы по созданию морского пейзажа акварелью для студентов местного Института национальной культуры и учеников Саранского общеобразовательного лицея №20.

— Если ты хочешь показать волну, нужно физически чувствовать её силу, движение. И вести кисть, не отрывая от поверхности, показывая течение волны, — объяснял начинающим коллегам Сергей Коваль.

Примечательно, что художественных вузов Сергей Анатольевич тоже не оканчивал. Родился он в городе Заволжске Ивановской области. В юности, защитив диплом инженера в Николаевском кораблестроительном институте, Сергей Коваль несколько лет ходил на танкере за полярный круг. А потом, попав в Коктебель, в Дом-музей Волошина, понял, что его призвание – живопись. С тех пор Сергей Анатольевич занимается самообразованием, изучая теорию и технические приёмы голландской, фламандской, итальянской живописных школ, ну, и отечественных мастеров И. Айвазовского, А. Боголюбова, К. Брюллова, И. Шишкина. А главным своим учителем он считает природу. Ежегодно Сергей Коваль много времени проводит у моря, впитывая его стихийное начало, пишет этюды.

Директор Музея Эрьзи Людмила Нарбекова не скрывает, что уже есть задумки о новых совместных проектах с музеями Крыма.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости