17.9 C
Саранск
Пятница, 19 апреля, 2024

В Мордовской глубинке взяли курс на развитие сельских общин

Как возродить сельскую глубинку? Можно ли вернуть в отчие края коренных сельчан, разлетевшихся по большим и не очень городам?

Вместе взяться за дело

Несколько лет назад уроженец большеберезниковского Паракина Евгений Ледяйкин, окончивший престижный московский вуз, занимавший стабильную должность в крупной компании и, наверное, неплохо адаптировавшийся к динамике столичного ритма, решил возвратиться в Мордовию. Перевез сюда семью.

К тому времени Паракинская общеобразовательная школа, где многие десятилетия преподавала мама Евгения, попала под каток тотальной оптимизации. Когда-то преуспевающий колхоз – давно развалился, как и комбинат бытового обслуживания, снабжавший ватниками полстраны. Магазин – закрылся. От клуба остались лишь каменные стены с провалившимися половицами, обветшавшей кровлей и пустыми глазницами оконных рам без стекол.

Если честно, многие с недоверием восприняли решение Ледяйкина, вдруг поменявшего сытость и комфорт мегаполиса на деревенскую глушь. Большинство скептически относились к его желанию возродить жизнь на селе. Мол, денег нет, дороги плохие. «Наши проблемы никого не волнуют», — уверовали погруженные в пессимизм сельчане.

Но, преодолевая скепсис и недоверие, Ледяйкин постепенно расшевелил односельчан, заручился поддержкой единомышленников. Учредил НКО с оптимистичным названием «Новое село», которое, по сути, определяет главную цель организации.

Начали паракинцы с благоустройства сельского погоста. Там и денег не требовалось. Чтобы скосить бурьян, поправить покосившиеся ограды хватило просто приложить собственные руки и всем вместе взяться за дело…Потом сами же сельчане определили: нужно восстановить местный очаг культуры. Осуществить реконструкцию помогло целевое финансирование по профильному федеральному нацпроекту. Средства Фонда президентских грантов позволили оборудовать своеобразный музей «Дом традиций», к формированию экспозиции которого активно подключились уже многие паракинцы.

Гастрономические сувениры

Мне довелось видеть и изрядно побитое временем здание паракинского клуба, и начальный этап реконструкции старого дедовского жилища плотника Макар Гаврилович Ледяйкина под «Дом традиций», и заброшенный участок перед двухэтажным кирпичным школьным зданием.
Периодически, примерно каждые полгода по различным обстоятельствам случается заезжать в Большеберезниковский район. И всякий раз удивляюсь постоянно происходящим в Паракине изменениям.

Сейчас в добротно сколоченном «Доме традиций», окруженном небольшим приусадебным участком, не только собраны бытовые раритеты прошлого века. Там есть и настоящая печь. В ней для гостей пекут пироги. Если кто желает, может даже самостоятельно попробовать что-нибудь состряпать из натуральных деревенских продуктов. Паракинские кулинарки подскажут и поделятся секретами приготовления эрзянских блюд. И сам «Дом …» — не заставшие экспозиции. Там, в уютной задушевной обстановке и сельские посиделки проходят, и семейные праздники отмечают. А в зимние морозы оконные стекла покрываются сказочными узорами.

Да, регулярного системного потока туристов пока не наблюдается. Но точно знаю, люди в Паракино приезжают. Из разных регионов России и районов Мордовии. Даже наши соотечественники, давно переселившиеся в Коста Рику, навещая летом российских родственников, заехали в Паракино и остались довольны от местной аутентичности, искреннего радушия сельчан и эрзянского многоголосья. Своими восторженными впечатлениями они поделились с друзьями из Санкт-Петербурга. И через месяц пара питерских интеллигентов вместе с внучкой пожаловала в Паракино. Сходили на этно-площадку Аша Лисьма, набрали ключевой воды. Никакой заграницы, говорят, не нужно, в мордовской глубинке тебе и экзотика, и национальный колорит.

На первом этаже школьного здания теперь действует кафе-пельменная с национальными блюдами и напитками в меню. Да, юридически общепит именуется «Комбинат мордовской кухни «Пайчалго». Там и туристы столуются, и местные подкрепиться обедом захаживают.

Приезжие даже из окрестных сёл покупают пару, другую пакетов пельменей или манты «в заморозке» «с собой». Такие гастрономические сувениры пользуются завидным спросом не хуже урусовских валенок или вязаной теньгушевской семицветки.

Творческие посиделки

Кстати, теплые носки и рукавички с национальным орнаментом паракинские мастерицы тоже вяжут. А ещё вышивают разные симпатичные вещицы для домашнего интерьера. По заверению Валентины Храмовой, сельским женщинам заниматься рукодельем интереснее не по одиночке, а вместе: «Чтобы за вязаньем или вышиванием и попеть, и поговорить. К слову, по основной профессии Валентина Петровна – фельдшер. Рукоделью она посвящает свободное от основных, медицинских обязанностей время. А на творческие посиделки в оснащенную необходимым инструментарием мастерскую, под которую отведено отдельное помещение в капитально отреконструированном ДК, теперь спешат не только жительницы Паракино, но и соседних Шугурово, и Бузаево.

Кстати, комната здоровья, оборудованная в другом просторном светлом помещении сельского «очага культуры», судя по потертостям на педалях и рукоятках тренажеров, тоже востребована у сельчан.

Центр мужских ремёсел

Летом около школьного здания тарахтела дорожно-строительная техника. Теперь на присыпанной снегом асфальтированной площадке красуются разноцветные конструкции «Детского городка». Средств на это паракинцы получили по федеральному проекту «Благоустройство сельских территорий». Понятно, деньги выделяют не просто так и не всем подряд. Государство оценило активность самих сельчан.

А на грант, полученный за победу во Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика» среди сельских поселений, минувшим летом в Паракино возвели цех по обработке древесины, оснастили его современными станками, не забыли о комфортной бытовке для рабочих. Рядом оборудуют ещё один цех – по обработке металла.

Сельские мужики тоже отменные мастера. Готовы хоть сруб сложить, хоть целый дом с банькой, сейчас производят мебель и другую столярку, накануне Нового года наладили выпуск оригинальных ёлочных игрушек, сувенирных ложек. Трудятся тут не только большеберезниковцы. 30-летний Дмитрий Василькин, так тот вообще ездит из соседнего Дубенского района.

Умельцы-плотники приложили руки к благоустройству этно-парка: за лето соорудили навес для зрителей и эко-туалет. Возле Дома традиций достраивают ещё одну этно-площадку. Там планируют поселить новую экспозицию крупногабаритных образцов орудий крестьянского труда (соха, плуг и т.д.) и открытую веранду для гостей и жителей села.

Дом конюха

Чуть в стороне от Центра ремесел – Дом конюха. Он появился пару месяцев назад. «Новое село» выкупило у бывших хозяев заброшенный пятистенок с участком, мужики сколотили «жильё» для коняжек, огородили калду. Главное – нашёлся опытный конюх Вячеслав Пивкин из Шугурово. И удалось разыскать и его белогривую кобылу Стрелку из породы русских тяжеловозов. А уроженец Большеберезниковского района Фёдор Корнаухов, в детстве учившийся в Паракинской школе, подарил землякам игривую пони Орхидею. Для детворы, да и для взрослых – радость и развлечение проехаться в телеге, запряженной коняшкой со звенящими над дугой колокольчиками, а заодно узнать про мудреные элементы лошадиной упряжи.

От культурных традиций к гражданским инициативам

В общем, заметно, что Паракино ожило. Хотя, понятно, все копившиеся десятилетиями проблемы одним махом не решить. Как невозможен коммунизм и отдельно взятой деревне. Многовековая история свидетельствует, что целесообразно действовать сообща. Потому инициативная группа «Нового села» на примере Паракина старается разжечь социальную активность жителей других сёл. Посредством реального общения и через интернет-ресурсы. Показывают, как, опираясь на традиционные культурно-исторические ценности, можно преодолевать экономические трудности, адаптироваться в современных реалиях глобализации, не отрываясь от родовых корней, и при этом создать комфортные условия жизни для себя и своих близких.

Их проект «Моё село: от культурных традиций к гражданским инициативам» поддержал Президентский фонд культурных инициатив.

В декабре встречались с активистами окрестных сел. Причем опытом паракинцев заинтересовались не только большеберезниковцы, но и, к примеру, жители кочкуровской Подлесной Тавлы. Через соцсети продолжают устанавливать связи с разъехавшимися уроженцами и пытаются привлечь их к участию в жизни родных сел.
О результатах этого проекта говорить пока рано. Но, не сомневаемся, они обязательно будут.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости