17.9 C
Саранск
Пятница, 19 апреля, 2024

В Мордовии впервые открыли материалы репрессированного финно-угроведа Михаила Маркелова

Долгое время про Михаила Тимофеевича Маркелова практически не вспоминали. Хотя он в начале XX века проделал масштабную исследовательскую работу по изучению этнографии народов Поволжья и, прежде всего, мордвы. Как и его, более известный предшественник М. Е. Евсевьев, он объездил с экспедициями многие десятки эрзянских и мокшанских сёл, собрав не только образцы национальной одежды, но и записав богатейший фольклорный материал – песни, сказания, обрядовые плачи, причитания, величания и т.п. 

Особый интерес Маркелова к этническим памятникам мордвы вполне понятен. Поскольку сам он родился в семье эрзянских крестьян в селе Синенькие Петровского уезда Саратовской губернии 10 февраля 1899 г. Родителям – Матрене Минеевне и Тимофею Кузьмичу с большим трудом удалось дать образование единственному сыну. В ту пору крестьянские дети могли обучаться грамоте лишь на курсах церковно-приходских училищ. Тем не менее, благодаря усидчивости и старанию Михаил Маркелов, кроме училища, окончил четыре класса духовной семинарии, но затем подал прошение об увольнении. Однако в 1918 году его приняли на историко-филологический факультет Саратовского университета. Там под руководством профессора Б. М. Соколова он начал активно заниматься этнографией и фольклористикой мордвы. Собранные им в студенческие годы материалы до сих пор служат источником для современных исследователей, занимающихся изучением исторического прошлого мордвы и других поволжских народов. 

В 1920-е годы Маркелов окончил аспирантуру уже в Московском университете, работал ученым секретарем в Институте народов Востока, заведовал отделом Центрального музея народоведения и преподавал в московском вузе курс этнографии финно-угров. По свидетельствам современников, его лекции пользовались завидной популярностью у студентов, которые вместе с доцентом Маркеловым тоже на протяжении нескольких лет совершали летние фольклорные экспедиции по мордовским селам. А собранные этнографические материалы не только служили предметом научной аналитики, но использовались в оформлении музейных экспозиций, для подготовки концертных программ с участием студенческой молодежи.

В 1929 году в Москве вышла книга Маркелова «Мокшэрзятнень эрямо пингест» («История мордвы»). В ней Михаил Тимофеевич отмечал: «Связать историю мордовской народности с экономическими и социально-политическими путями развития России нам казалось необходимым потому, что историческое бытие восточно-финских народностей началось одновременно с созданием русской государственности». 

В 1932 году ученый готовил к печати сборник «Песни мордвы». Однако 14 января 1933 г. Маркелова арестовали, обвинив его в причастности к заговору, якобы имевшему целью отторжение финно-угорских территорий от России и присоединение их к Финляндии и Эстонии. После изматывающих восьмимесячных допросов ученого приговорили к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. Но решением Прокуратуры СССР лагерь заменили ссылкой в Сибирь «с правом работы по специальности». В Томском университете Михаил Тимофеевич преподавал латынь, историю и этнографию народов СССР, заведовал университетским этнолого-археологическим музеем. Там же на основе ранее накопленных им записей о ритуальных обрядах мордвы он принялся писать труд о культах плодородия. В 1936 г. была опубликована его статья «Мордовская деревня по данным эрзянского предреволюционного фольклора». 

Маркелов мечтал отметить своё возвращение из ссылки защитой докторской диссертации по истории Сибири. Но за два месяца до окончания срока его опять арестовали и отправили на Дальний Восток, «без права переписки». Только через двадцать с лишним лет Михаил Тимофеевич был реабилитирован. Его сыну Юрию Маркелову, воевавшему на фронте в звании командира стрелковой роты, удалось выяснить, что отца расстреляли в ноябряе1937 года. И многие рукописи ученого, увы, исчезли. Но то немного, что чудом сохранилось, его гражданская жена Елена Владимировна Дервиз в 1966 году передала Мордовскому краеведческому музею. 

И теперь эти уникальные вещи, принадлежавшие Михаилу Маркелову, фотоснимки, его рабочие записи и зарисовки впервые предоставлены вниманию публики на экспозиции «Талантливый сын мордовского народа», подготовленной к 120-летию со дня его рождения. 

Мила МЕЛЬНИКОВА

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости