8.5 C
Саранск
Суббота, 20 апреля, 2024

Уникальная методика Людмилы Затыльниковой зажигала в Мордовии оперные звезды

Мама для студентов 

Почти тридцать лет она преподавала искусство вокала в Саранском музыкальном училище. Впрочем, для студентов Людмила Илларионовна была не только наставницей, педагогом. Многим сельским девушкам и парням она практически заменяла родителей. 

В 1960-1980-е на вокальное отделение училища нередко принимали талантливых деревенских самородков без начального базового образования. Да, чего уж, большинство даже нотной грамоты не знали, поскольку часто в сельских школах музыку им просто не преподавали. Приходилось начинать с азов. 

— Если Людмила Илларионовна видела, что мы пришли на занятия без сил, а жили мы очень бедно, иной раз покушать было нечего, она вела нас в буфет или давала денег на еду, — вспоминает Лидия Пицина. – А ещё деликатно подсказывала, как нужно одеться, сделать прическу, чтобы я, деревенская девчонка, выглядела прилично. 

Затыльникова, сама в совершенстве владевшая вокальным мастерством, и от учеников требовала ответственного отношения к профессии. При этом она по- матерински тепло заботилась о каждом студенте, не жалела ни сил, ни времени на то, чтобы развить талант воспитанников. Наверно, сказывалось собственное полуголодное казахстанское детство. 

Когда Люсе исполнилось три года, умер отец. И мама, чтобы прокормить ее и троих старших сыновей, подрабатывала уборкой и готовкой в зажиточных семьях. В качество оплаты состоятельные хозяева позволяли Люсе немного позаниматься на фортепиано. 
Зато учёба Людмиле давалась легко. Вернее, училась она с упоением, много читала. После общеобразовательной школы поступила на филологический факультет Казахского госуниверситета и параллельно окончила вокальное отделение Алма-Атинского музучилища, а затем – консерваторию. 

Оценив незаурядный артистизм и насыщенное драматическое сопрано 24-летней Людмилы Затыльниковой, её, на тот момент ещё студентку училища, приняли солисткой в академический театр оперы и балета Казахстана. 
 
Кастинг в Большой театр 

За восемь театральных лет она исполнила главные женские партии в спектаклях мирового оперного репертуара, затем за три года работы в Казахской госфилармонии объездила с сольными концертами почти всю Среднюю Азию. 
Талантливую молодую артистку неоднократно приглашали в штат различных оперных театров страны. Кстати, в 1956 году Людмила оказалась на прослушивании в Свердловске, где осуществлялся отбор в оперную труппу Большого театра. Из нескольких десятков претендентов заветные вакансии предложили двоим – Ирине Архиповой и Людмиле Затыльниковой. 
 
По семейным обстоятельствам 

Правда, семейные обстоятельства не позволили ей продолжить творческую карьеру на сцене Большого. Серьезно заболела новорожденная дочка, и Людмила Илларионовна переквалифицировалась в преподавателя. Накопленными профессиональными знаниями и практическим опытом она щедро делилась с молодыми сначала во Фрунзенском музыкально-педагогическом училище. В 1962-ом её супруга ученого-кабельщика Исидора Герценштейна пригласили в Мордовию, она приехала вместе с ним, и в Саранске появился ещё один уникальный специалист по вокалу. 

По отзывам авторитетного музыковеда Нины Михайловны Ситниковой, чья мама Тамара Яковлевна также многие годы преподавала в Саранском музучилище и близко дружила с Затыльниковой, Людмила Илларионовна была одним из самых авторитетных в республике педагогов-вокалистов. Опираясь на теоретические труды русских и зарубежных предшественников, досконально изучив анатомию и физиологию голосового аппарата, она разработала авторскую методику подготовки высоко квалифицированных певцов. 
 
«Она — лучше всяких консерваторий» 

Из простых деревенских девчонок Затыльникова умудрялась вырастить крепких оперных вокалисток, так что уже и никаких вузов и иных столичных стажировок не требовалось. «Людмила Илларионовна – лучше всяких консерваторий» — говорили про Затыльникову её студенты. 

Среди её учеников – Светлана Базаркина, ставшая солисткой Оперного театра в Хельсинки, народная артистка РМ Мария Максимова и заслуженная артистка Мордовии, солистка Музыкального театра им. Яушева Ирина Пережогина, хормейстер Елена Пурилкина, педагоги Виктор и Лариса Кузины и многие другие. 
Да, Людмила Илларионовна умела зажечь в окружающих незатухающий огонь творчества и своей редкостной самоотдачей, трудолюбием заражала коллег и учеников. При этом Людмила Илларионовна отличалась исключительным энтузиазмом и бескомпромиссностью в принципиальных вопросах, отсутствием тщеславия и готовностью бескорыстно помогать каждому. 

В середине 1970-х она месте со студентами училища выходила на сцену и играла Ларину-старшую в «Евгении Онегине» П. Чайковского, Полину Сергеевну в опере мордовского композитора Г. Вдовина «Шесть часов вечера после войны», поражая публику виртуозным вокалом и своей актёрским мастерством. 

— Многие называют себя детьми Людмилы Илларионовны. Я тоже её ребёнок, которого она воспитала, сформировала моё понимание жизни, научила быть стойкой, великодушной, несгибаемой в принципиальных вопросах. Всем тем, чего мне удалось достичь в жизни, я обязана ей. Она открыла для меня огромнейший пласт культуры. В сложный момент она всегда первая протягивала руку помощи. Став уже дипломированным учителем, я неоднократно звонила Людмиле Илларионовне, чтобы проконсультироваться и всегда получала поддержку, — с благодарностью говорит выпускница Саранского музучилища Галина Богачева (Литюшкина), ныне заведующая вокально-хоровым отделением Волгодонской ДМШ им. Д. Д. Шостаковича в Ростовской области. – Я преподаю академический вокал своим ученикам по методике Людмилы Илларионовны, и часто мои коллеги интересуются, где я научилась этой уникальной методике. Кстати, благодаря ей мои ученики регулярно побеждают на различных российских и международных конкурсах. Более 80 процентов моих выпускников поступают в различные музыкальные вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова, Краснодара, причем более половины из них сразу после ДМШ, минуя ступень музыкального училища. Я счастлива, что искусство Людмилы Илларионовны находит продолжение уже в моих учениках. Для меня Людмила Илларионовна всегда останется живой, необыкновенной, талантливой, многогранной, другом, образцом для подражания на сцене и в жизни! 
 
Жила и дышала музыкой 

— Мама буквально дышала музыкой, — с нежностью вспоминает дочь Людмилы Илларионовны Александра Шапошникова. – Даже когда наводила порядок в доме, или сама пела, или слушала других певцов и инструментальную музыку, постоянно читала специальную литературу по вокальной педагогике. Меня восхищал ее неиссякаемый оптимизм. Она фонтанировала радостью, совершенно необычной энергетикой. И всегда очень уважительно относилась к окружающим, умела терпеть, прощать людей. Слова утешения у нее находились для каждого, кто оказался в скорби, никогда не принимала чужую боль и чужую радость как что-то постороннее – это были и её боль, и её радость. 

Разлетевшись по свету, ученики Людмила Илларионовны никогда не забывали свою наставницу, звонили, писали, навещали. И после её кончины (в декабре 2018 года) с искренним теплом говорят о любимой наставнице. 

19 сентября нынешние студенты и преподаватели Саранского музучилища также добрым словом вспомнили Людмилу Илларионовну. 19 сентября сто лет назад она родилась. 

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости