Творчество Степана Эрьзи сто лет выполняет миссию народной дипломатии

Почему на прошедших в Буэнос-Айресе Первых Ионинских чтениях говорили о Степане Эрьзе. Какие «следы» великого скульптора в Латинской Америке обнаружили представители Мордовии, участвовавшие в этой научной конференции. И как в Аргентине готовятся к 150-летию со дня рождения нашего гениального земляка, которого аргентинцы с почтением величали «Дон Стефано», а во всем мире называют «русским Роденом». Об этом и современной народной дипломатии журналисту «Известий Мордовии» рассказала директор Республиканского музея изобразительных искусств Людмила Нарбекова.

— Инициатором проведения Первых международных Ионинских чтений выступил известный российский журналист и телеведущий, кандидат исторических наук Сергей Брилёв, а непосредственно организацией конференции – представительство Россотрудничества в Аргентинской Республике во главе с руководителем Русского дома в Буэнос-Айресе Диной Оюн. Чтения названы в честь русского дипломата XIX века Александра Семёновича Ионина, в конце XIX века бывшего чрезвычайным послом Российской империи в странах Латинской Америки, в частности содействовал установлению дипломатических отношений с Аргентиной. При этом конференция также посвящалась вековому юбилею народной дипломатии, то есть акцентировалось внимание на связях между странами и континентами, основой которых служат неформальные контакты людей. Такой связующей нитью в конце 1920-х годов стал наш земляк, скульптор Степан Эрьзя. Почти четверть века он жил и трудился в Латинской Америке, где нашёл уникальную древесину и создал не одну сотню великолепных произведений, — подчеркивает директор Республиканского музея изоискусств, носящего имя Степана Эрьзи. — Организаторы Ионинских чтений пригласили нас через сенатора Совета Федерации Федерального собрания РФ Сергея Кисляка. Сергей Иванович многие годы посвятил дипломатической службе, был заместителем министра иностранных дел и почти десять лет — чрезвычайным и полномочным посолом Российской Федерации в США. Сейчас в Совете Федерации он является первым заместителем председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, Глава республики Артём Здунов дал нам добро на поездку.

— Вы были среди выступающих?

— Да мы с моим заместителем по научной работе Александрой Лобановой рассказывали о жизненном пути скульптора и нашем музее, передали в дар Национальной библиотеке им. М. Морено сборники научных исследований, сообщили, как мы готовимся отметить грядущее 150-летие со дня рождения С.Д. Эрьзи.

— Аргентинцы до сих пор помнят о нём?

— Степан Дмитриевич вернулся на Родину в 1951 году. Понятно, что за 70 с лишним лет выросло не одно поколение, не видевшее живого Эрьзю. Но муниципальный Музей Эдуардо Сивори гордится тем, что в их коллекции хранятся три произведения Эрьзи – «Авиатор», «Фантазия», «Мысль». Ранее их никто никогда не видел в России. Возникла идея привезти эти работы в 2026 году в Россию и показать на юбилейной выставке Эрьзи, которая будет экспонироваться в Русском музее в Петербурге, в Москве и у нас в Саранске.

— То есть, кроме этих трёх работ, других произведений Эрьзи в Аргентине сегодня не обнаруживается?

— Не исключено, отдельные его работы имеются в частном владении, о чём широкой общественности не ведомо. Зато в представительских залах Посольства России в Буэнос-Айресе экспонируются копии тридцати произведений Эрьзи из собрания нашего музея, созданных Степаном Дмитриевичем в Латинской Америке, но привезенных им на Родину и подаренных, как он сам завещал, «моему народу».

— Ваша командировка не ограничилась только конференцией?

— Нет. Мы встретились со студентами Национального университета искусства. Они задавали много вопросов о творчестве Эрьзи, интересовались, его авторским методом обработки древесины, из каких ингредиентов он делал свою мастику и т.д. В процессе общения с их стороны прозвучало предложение о том, чтобы студенты занялись изучением имеющихся в Аргентине архивных материалов, связанных с Эрьзей. А результаты их исследований прозвучат на Эрьзинских чтениях, приуроченных к 150-летию со дня рождения художника.

— Получается народная дипломатия, в которую весомый вклад внёс Степан Дмитриевич, сейчас тоже продолжается?

— Да. Мы это по-настоящему ощутили, оказавшись за многие километры от России, на другом полушарии Земли.
Кстати, летом 2025 года, в аргентинской провинции Чако, где исторически ведётся добыча уникальной «каменной» древесины кебрачо, пройдет Биеннале современного искусства. Там такие фестивали организуются раз в два года и охватывают различные виды изобразительного творчества – живопись, графику, керамику, декоративно-прикладные направления и т.д. Однако, как выяснилось, уже довольно продолжительное время не было деревянной скульптуры. А в год 150-летия со дня рождения Эрьзи, организаторы решили ввести такую номинацию и очень хотят увидеть на Биеннале талантливых современных российских, мордовских мастеров. Сюрпризом для нас стало знакомство с аргентинским скульптором Меко Солером. Он признался, что боготворит «русского Родена», показал свои работы, в которых, на мой взгляд, угадывается влияние стилистики Степана Эрьзи.

— И ещё нам удалось встретиться с Пабло Домпе. В 2011 году он прилетал в Саранск вместе с другими коллегами из России и других стран на международный фестиваль, посвященный 135-летию со дня рождения С.Д. Эрьзи. До сих пор с теплотой вспоминает дружеское общение с Ильей Мишаниным. Созданный Пабло Домпе образ «Мудрой женщины» украшает парк скульптур перед нашим музеем. Пабло показал нам свою мастерскую. Он работает с разными материалами — мрамором, металлом…Занимается реставрацией древних скульптур из камня. Его отец – известный аргентинский скульптор. Изначально творчеству Пабло была характерна концептуальность. Но увидев обширную экспозицию произведений Эрьзи в нашем музее, он не скрывал своего потрясения, насколько тонко и точно Степан Дмитриевич умел уловить и передать в скульптуре динамику движения и экспрессию чувств. И теперь в произведениях Пабло заметно определенное созвучие с пластическим языком Эрьзи.

— Вы сказали, что Ионинские чтения организованы Русским домом в Буэнос-Айресе. А можно пояснить, какую деятельность он осуществляет на постоянной основе?

— Это Российский центр науки и культуры, занимающийся продвижением и поддержкой русского языка среди соотечественников и их детей, а также среди граждан Аргентины. Там регулярно проводятся культурные, образовательные, учебно-методические мероприятия, популяризирующие русский язык и русскую культуру: выставки, конференции, концерты, кинопоказы…

— И насколько это востребовано?

— Многие наши соотечественники, в силу различных обстоятельств, как в своё время и Степан Эрьзя, оказавшиеся за рубежом, очень даже дорожат традициями, языком своих предков. Это такая незримая ниточка со своими корнями и необходимая каждому человеку опора, дающая уверенность — кто ты есть на этом свете. Кстати, в Аргентине, наряду с Русским домом есть ещё несколько клубов, где встречаются и общаются уроженцы России, Белоруссии и стран СНГ.

Кстати, в Русском доме в Буэнос-Айресе к нам подошла Ирина Голованова. Её родители эрзяне из Б.-Березниковского района. Она тоже вспомнила несколько мордовских слов. Закончила консерваторию в Москве, вышла замуж за аргентинца, и они перебрались на родину супруга. Но их три сына получили образование в школе при Посольстве России, где уроки ведутся на русском языке. И, как рассказала Ирина, они с раннего детства активно участвовали в деятельности Русского дома. А сейчас они поступили и учатся в российских вузах.

При этом в творческой деятельности Русского дома участвуют не только этнические россияне но и коренные аргентинцы, интересующиеся нашей культурой, искусством, русским языком, литературой, театром.

Поделиться

Новости партнеров

Новости партнеров

spot_img
spot_img

Последние новости