19.3 C
Саранск
Воскресенье, 25 июля, 2021

«Традиции +»: Что происходит сегодня с этническим искусством

 

В начале года «Известия Мордовии» рассказали о проекте регионального Союза художников «Лаборатория традиционного искусства», который получил финансовую поддержку Фонда президентских грантов.

Правда, инициаторы проекта не подозревали, что желающих окажется намного больше, чем изначально предполагалось. Хотя в последнее время этнический стиль завоевывает всё большую популярность в мировой и отечественной фэшн-индустрии. И среди охотников овладеть секретами эрзянской и мокшанской вышивки, художественного ткачества, вязания, бисероплетения оказались увлечённые рукоделием энтузиасты самых разных возрастов – школьники, студенты, пенсионеры, дипломированные математики, филологи, экономисты, юристы.

Кстати, их ничуть не смущало, что занятия приходилось посещать по выходным, то есть в свободное от уроков, лекций и работы время. Мало того, многие ещё и дома продолжали трудиться над своими изделиями. А для тех, кто не попал в число очных участников, видеозаписи оффлайн-занятий организаторы разместили на интернет-ресурсах проекта.

Связующая нить времён и поколений

В Музее Эрьзи работает небольшая экспозиция «Традиции +». На ней демонстрируются оригинальные произведения участников проекта и работы их наставниц – бисерные аксессуары, тканые гобелены и панно, пояса и сумочки, расшитые мордовским орнаментом современные наряды, украшенные наборным швом полотенца, а также аутентичные предметы этнического декоративно-прикладного творчества из музейного собрания.

Наш проект задумывался, чтобы опытные мастера не просто помогли современным авторам освоить технику разнообразных старинных этнических ремёсел. Не менее важно сохранить историческую память, заложенную нашими предками в народном искусстве, — подчёркивает куратор «Лаборатории…» Наталья Челмакина. — Ведь, как верно сказал австрийский композитор Густав Малер: «Традиция – это передача огня, а не поклонение пеплу». Это нить, которая сшивает полотно времен, эпох, поколений.

И в пир, и в мир!

Больше всего меня поразило, что на занятия еженедельно собирались не только саранские умельцы. Несколько человек приезжали даже из районов – Чамзинского, Рузаевского… Самую юную, 10-летнюю Машу Азрапкину из пригородного п. Озёрный. каждую субботу привозила мама, которая вместе с дочкой на практике постигала секреты национального рукоделия.

И ещё. Конечно, вышивкой и тому подобным увлекаются в основном представительницы прекрасной половины. Но в грантовой «Лаборатории…» участвовали Максим Зайцев и Артём Мелешин. Они учатся на отделении среднего профессионального образования местного Института национальной культуры и, оказывается, не только ловко управляются с ткацким станком и резцом (это традиционно мужские ремёсла), но и …плетут изящные кружева на коклюшках.

Есть на выставке и «Костюм по народным мотивам» подросткового размера. 14-летняя Людмила Унгер готовила его не просто как выпускную работу.

– Думаю, такой наряд вполне можно надеть на какое-нибудь торжество, — считает школьница. – Хочу ещё вышить для себя праздничную рубаху. Технику национальной вышивки нам преподавали в художественной школе. А на проекте мы также узнали и историю костюмов, и значение отдельных элементов и т.д.

Вдобавок к расшитому национальным орнаментом платью она сплела из бисера симпатичное ожерелье причудливого узора и налобное девичье украшение. А всего на экспозиции — пять работ юной мастерицы. Однако четыре из них, призналась Людмила, она сделала ещё до участия в проекте. Над платьем в общей сложности трудилась около года, на изготовление мониста ей потребовалось два месяца.

В общем, понятно, насколько это кропотливая и трудоёмкая задача.

Обрести утраченное!

Ещё несколько масштабных работ в этническом стиле создала Ольга Трусова. По национальности она – русская, по профессии – экономист. Но всегда занималась рукоделием – вязала, вышивала. Для души.

Решила поучаствовать в проекте, чтобы освоить новое для меня национальное направление. Заодно с удовольствием поближе познакомилась с историей богатейшего декоративно-прикладного наследия мокшан и эрзян, — объясняет Ольга Петровна.

Кстати, кураторы не скрывают восхищения Трусовой: «Она настоящий талант! А как быстро и увлечённо работает! Ради этого и стоило затевать такой проект. Сами участники нас вдохновляют».

Мои предки в 1950 годы уехали из Мордовии в Сибирь, поэтому я росла, не зная ни национальных обычаев, ни языка, — призналась живущая в Рузаевке Елена Масанова. — А мне очень хотелось обрести то, что ими было утрачено, сделать для себя какое-нибудь мордовское украшение. И когда в интернете увидела информацию о «Лаборатории традиционного искусства», я сразу подала заявку.

Дипломированный юрист Наталья Нечаева и раньше шила, вязала одежду и игрушки для трёх дочек, мастерила разные сувениры. А тут сначала возникло желание сделать куклу в мордовском стиле. И уже в процессе «лабораторных» занятий её настолько затянул «этнический омут», что захотелось и полотенце вышить по всем правилам, и костюм, и бисерное украшение сплести. Глядя на околдованную творческим азартом маму, и дочери тянутся к рукоделию. Такое оно, настоящее искусство – прекрасное и по-хорошему заразное. Вернее, та самая связующая нить времён и поколений.

Оценить воочию результаты труда участников творческого проекта и их наставниц, а заодно сравнить старинные этнические наряды из золотой коллекции декоративно-прикладного народного искусства Музея Эрьзи и воплощение национальных традиций в произведениях современных авторов можно на выставке «Традиции+». Она будет работать на ул. Коммунистической, 61 до конца июля.

Поделиться
-
 

Новости партнеров

Последние новости

Поделиться