В центре Москвы, на Кузнецком мосту находится здание, с которым связаны многие эпохальные события культурной жизни ХХ века. Один из ярких эпизодов этой истории — первая и единственная прижизненная выставка скульптора Степана Эрьзи. Многочисленные свидетели утверждают, что летом 1954 года она пользовалась феноменальной популярностью, а очередь желающих посмотреть творения гениального мастера, тянулась на несколько километров вдоль всего Кузнецкого моста.
{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 1}
Тремя годами ранее Степан Дмитриевич Нефедов, родившийся в эрзянском селе Баево и прославившийся под псевдонимом Эрьзя, вернулся на родину из Аргентины. В Латинской Америке он жил и работал почти четверть века. И по заверениям Юрия Папорова, познакомившегося с художником как раз в Аргентине, сложности с возвращением, кроме визовых формальностей, обуславливались тем, что Степан Дмитриевич категорически отказывался уезжать без своих работ, которые он называл «мои дети». А для этого потребовалось – ни много, ни мало, арендовать морское судно. В итоге Эрьзя привез с собой почти 200 скульптур из древесины пород кебрачо и альгарробо, а также – гипса, бронзы, мрамора. Правда, его творчество, мягко говоря, неоднозначно воспринимали некоторые художники–соотечественники. Зато люди, не связанные и изобразительным искусством, живо откликнулись на возможность познакомиться с произведениями Эрьзи, не похожими на советские монументы.
{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 2}
Возвращение гениального скульптора совпало с моментом слома эпох – завершением сталинского режима и началом «оттепели». Советская культура выходила из вакуума изоляции. И выставка Эрьзи на Кузнецком, 11 оказалась знаковым событием этого процесса. А после кончины скульптора основная часть коллекции его произведений была передана в Мордовию и сейчас хранится в Республиканском музее изобразительных искусств, носящем имя С.Д. Эрьзи.
{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 3}
Кстати, 10 января музею исполняется 60 лет. А 14 января в историческом здании на Кузнецком, 11 стартует проект «Степан Эрьзя и мы», организуемый Московским союзом художников, Объединением московских скульпторов и Мордовским музеем изобразительных искусств под патронажем Российской академии художеств и регионального Министерства культуры, национальной политики и архивного дела.
{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 4}
Как уточняют инициаторы, это не реконструкция выставки 1954 года. Главная суть проекта – показать соприкосновение гениального прошлого с настоящим, предоставить современным художникам редкую возможность продемонстрировать свои произведения рядом с музейными экспонатами. И самое важное — московская публика получит шанс вновь – увидеть 13 работ Эрьзи из собрания Саранского музея, рядом с работами почти ста художников-современников разных поколений — от признанных мастеров-академиков и членов-корреспондентов Российской академии художеств до молодых авторов, недавно окончивших художественные ВУЗы.
Мила МЕЛЬНИКОВА