Сотрудники Республиканского музея им. С.Д. Эрьзи поделились сенсационной новостью. Друг музея, саранский книгоиздатель и ценитель изобразительного искусства Константин Шапкарин недавно побывал в Белоруссии. Там, знакомясь с экспозицией Витебского художественного музея, среди разнообразия картин он обнаружил небольшой холст «Письмо солдата» (без даты создания), а в качестве автора указан Ф.В. Сычков.
Константин сразу сообщил о своей находке саранским сычковедам, которые связались с белорусскими коллегами.
Из ответа, присланного из Витебска, выяснилось, что в середине 1960-х в Минске демонстрировалась выставка произведений из частных собраний Москвы и Ленинграда. Среди прочих была и работа Ф.В. Сычкова «Письмо солдата», в то время принадлежавшая московскому коллекционеру Софье Пхакадзе.
После завершения выставки картина Сычкова по какой-то причине осталась на временное хранение в Минске. Как картина попала к Софье Кондратьевне, увы, теперь уже вряд ли удастся разузнать. Но как пояснили белорусские музейщики, «в октябре 1967 года Витебское областное управление культуры закупило эту работу в числе других художественных произведений для фондов государственного краеведческого музея».
По полученному из Белоруссии изображению саранские искусствоведы определили, что витебское «Письмо…» — скорее всего этюд к более масштабному полотну Федота Сычкова «Письмо с войны». Его он создавал, оканчивая Российскую Императорскую академию художеств, в качестве дипломной работы.
В годы учебы в С.-Петербурге уроженец мордовской глубинки нередко и успешно писал на заказ портреты столичных господ. Однако характерной особенностью его творческого стиля оказалось как раз обращение к сельской тематике. И именно изображения простого народа принесли Сычкову широкое признание ещё в начале XX века.
А поскольку занимался Федот Васильевич в мастерской баталиста, великолепного колориста-портретиста и мастера жанровых картин, профессора Николая Кузнецова, то итоговая работа выпускника академии Сычкова косвенно обрела «военное» звучание.
К сожалению, сейчас неизвестно, куда делось дипломное полотно Ф. Сычкова. Исследователям удалось найти лишь его фотографию, опубликованную в первом номере журнале «Нива» за 1901 год. Однако черно-белый снимок не самого лучшего качества не позволяет получить полного представления о композиции и цветовом решении живописного произведения.
— Витебский этюд во многом восполнил долгое время существовавшие пробелы, — говорит заведующая отделом Музея Эрьзи, исследователь творчества Сычкова Наталья Осянина. – Это фрагмент центральной группы композиции – подросток, читающий письмо, и два мальчика помладше. В бытовых картинах Федота Васильевича очень много «говорящих», тщательно прописанных деталей, и эта особенность творческой манеры проявилась уже в его первой большой картине «Письмо с войны». В коллекции нашего музея хранятся три этюда Федота Сычкова к дипломной работе – «Двор», «Крестьянин с ящиком», «Мальчик и старик». Все они датированы 1899 годом. Скорее всего, этюд из музея Витебска был написан в том же году, когда художник трудился над своей дипломной картиной.