За написание образов позволяется браться лишь истинно верующему художнику. Благодаря вере ему удается передать в лике возвышенные непреходящие моральные ценности: доброту, милосердие, всепрощение, смирение, стойкость, верность идеалам.
Писание икон требует величайшей тщательности, умения, осмысления и сосредоточенности. Сначала мастер намечает цвета и соотношения между ними, потом наносит тени, выделяет объём. Затем пишет одежды, пейзаж, архитектуру, а уже потом – лики. Законченную икону художник покрывает слоем олифы. Пленка олифы загустевает, придавая краскам ясные и чистые тона.
Персональная выставка 15-летнего художника
Ученики Саранской ДХШ №3 сейчас на каникулах. Но и летом сюда заглядывают родители — записать своих детей в школу на следующий учебный год.
— Это выставка учителей? – интересуются они, глядя на разместившуюся в фойе экспозицию икон.
— Нет, это работы нашего ученика Михаила Мишечкина, — поясняет вахтёр, охотно готовая выступить в роли экскурсовода.
— Я давно заметила, что Миша самостоятельно пишет иконы, — рассказывает его наставница Наталья Шилина. – Хотя стандартная программа нашей художественной школы не предусматривает изучение техники иконописи – это особая профессиональная специфика. А тут мы разговорились с Мишиной мамой, и выяснилось, что у него уже немало самостоятельных работ. С руководством школы подумали, очень даже неплохо, чтобы их увидели другие. И получилась целая персональная выставка – небольшая, но весьма достойная.
По профессиональным меркам для 15-летнего парня очень даже приличный результат.
— Миша отличается завидным трудолюбием. Но, признаюсь, я не подозревала, что он успел написать так много ликов. Иконопись требует соблюдения определенных канонов, невероятной тонкости прорисовок – очень кропотливая задача даже для опытного, зрелого, взрослого художника. Тем поразительнее, когда этому себя посвящает совсем юный человек. Миша начал заниматься в художественной школе с 6 лет. Хотя большинство ребят поступает к нам лет с десяти. И не всем хватает терпения освоить полностью курс обучения в 5-6 лет. Творческий труд, кроме владения навыками, требует усидчивости, старания. У Миши, конечно, есть особое тонкое видение и рука, что называется, поставлена, И главное его черта – поразительная работоспособность, — считает ещё одна преподавательница ДХШ №3 Елена Колмакова.
Прикосновение к духовности
Почему у современного подростка, выросшего в век компьютерных технологий среди электронных гаджетов, способных многие функции выполнять вместо человека, возникла тяга к иконописи? Четкого объяснение этому вряд ли существует.
Рисовать, как, наверное, многие он любил с самого раннего детства. Чтобы успешнее освоить творческую кухню, родители и отвели его в детскую художественную школу. А ещё вместе с родителями Миша с ранних лет совершал паломнические поездки по православным местам, побывал в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, Новоспасском монастыре…Царящая там, непередаваемая словами атмосфера благости, чудотворные образы оказали существенное влияние на его отроческое мировоззрение.
На уроках в художке он с одноклассниками рисовал натюрморты с кувшином и цветами, Пушкинскую «Золотую рыбку» и Чеховского Ваньку Жукова…
— Зато, когда предлагалось выполнить работу на свободную тему, — говорит Наталья Шилина, — Миша нередко рисовал храмы, колоколенки.
— Конечно, полученные в школе знания и умения мне помогают в постижении иконописи, — признаётся Михаил.
А тонкости религиозного художественного искусства он осваивает самостоятельно. Читает соответствующую литературу – Евангелие, Апостол, Жития святых, изучает иконографию. Благо, теперь в интернете есть и практические видео-уроки по написанию икон.
Причём, специалисты обращают внимание, что работы Михаила выполнены в соответствии с канонами православных иконографических традиций.
По всем канонам
Родители парня – люди верующие, но вполне светские. Папа – дипломированный врач, преподаёт на кафедре нормальной и патологической анатомии местного Медицинского института. Мама занимается воспитанием троих детей. У Миши есть старшая сестра и младший братишка. Правда, к изобразительному искусству, кроме него, в семье никто не тяготеет. Но родные всецело поддерживают Михаила в его стремлении к творчеству.
К слову, иконопись – дело не только хлопотное, длительное, но и затратное. К примеру, церковные положения чётко регламентируют даже технику подготовки доски как основу иконы. Обычно для этого используют древесину липы, сосны, ели, лиственницы. Доску тщательно выглаживают топором с обеих сторон, а на лицевой стороне вырубают прямоугольную выемку. На обороте набиваются или врезаются планки — шпоны, чтобы доска при высыхании не коробилась. Затем лицевая сторона оклеивается льняной холстиной — поволокой, которая грунтуется смесью мела и белка (левкасом), поверх пишется образ темперными красками (смесью желтка и минеральных пигментов).
Правда, сегодня в специализированных мастерских можно найти уже загрунтованные левкасом доски. Первые иконы Миша писал на таких заготовках. Но теперь он решил изготовление иконы, в том числе, основы – древесного «холста», полностью выполнять самостоятельно. Тем более найти липу в наших краях – не проблема.
Профессиональная мечта
Миша не скрывает, что после окончания общеобразовательной школы хочет поступить на иконописный факультет Духовной семинарии.
Он давно регулярно посещает церковные службы, общается с настоятелями. К слову, на занятие иконописью Михаил получил благословение духовника. А с осени 2022 года протоиерей Иоанн Просвирнин принял его алтарником в саранский Храм святых равноапостольных Мефодия и Кирилла.
Кстати, на последнем Международном очном конкурсе — Всероссийском изобразительном диктанте из четырех предлагавшихся тем саранский школьник выбрал ту, где нужно было показать представителя той или иной профессии. На выполнение задания отводилось четыре часа. К изумлению членов жюри за отведенное время Мишечкин нарисовал…Правильно, художника, пишущего образ Архангела Михаила. Конкурсная работа принесла Мише очередную победу. И справедливости ради надо сказать, что это далеко не первая и не единственная его награда, заслуженная на международных и всероссийских творческих конкурсах.