Ещё в фойе Республиканского театра кукол, едва успев сдать верхнюю одежду в гардероб, вы попадаете с шумный, пестрый хоровод. Щедрые коробейники предлагают угоститься сушками и прочими сладостями. Под разливы гуслей настоящего певца-бояна Николая Селиванова. Кстати, и гардеробщицы под стать офеням обряжены в русские сарафаны.
А тут разбитные скоморохи тормошат замешкавшихся у входа гостей, импровизируя шутками-прибаутками. И все вместе увлекают публику в зрительный зал, то есть, на Ивановскую площадь. Ту самую, где в XVI—XVII веках бурно велась торговля и дьяки оглашали народу разных сословий государевы указы, постановления и прочие новости.
Вы вместе с толпой покупателей и торговцев, купцов и бояр, нищих и стрельцов оказываетесь возле стен Московского Кремля рядом с колокольней Ивана Великого.
Тут вам и маковки церковных куполов, и парящие в небе облака, на смену которым всходит луна среди россыпи звёзд.
Мультимедийные технологии переносят вас во времена боярина Ивана Троекурова, особо приближенного к царскому двору.
Но главное – стараниями постановочной команды современное техническое оснащение позволяет режиссёру и актерами рассказать историю холопа, мечтавшего взлететь «аки птица», так, что ты сам в какой-то момент чувствуешь насколько сильно его желание, ощущаешь физическую боль исхлестанного батогами в кровь мужичка, но не перестающего верить, что сможет оторваться от грешной земли.
И он взлетает и парит у вас над головами, прокладывая путь в галактику следующим поколениям таких же одержимых изобретателей.
Хотя патетичная концовка, не имеющая прямого отношения к поэтическому произведению Роберта Рождественского, которое, по словам режиссёра Эвклида Кюрдзидиса вдохновило его на создание спектакля «Сказание о крыльях», получилась несколько излишне пафосной. Но, как пояснил «ИМ» Эвклид Кюрдзидис, для него это первый режиссёрский опыт в театре, и новорожденный «первенец» будет совершенствоваться, становясь на крыло.
Тем не менее, представление настолько захватило публику, что завороженная зрительница, пришедшая на премьеру с букетом, чуть не забыла вручить цветы постановщику.
И ещё меня поразила реакция студентов, сидевших в зале. Они забыли про свои гаджеты. Слушали и смотрели, и, казалось, даже не дышали.
Кроме эффектных объемных решений пространства, интересным по смыслу получилось сосуществование в сюжете актёров и их кукольных образов. Словно физическая сущность персонажа и его душа, которая несмотря ни на что не отказывается от мечты.
Среди первых зрителей присутствовала и старшая дочь поэта Екатерина Рождественская, специально приехавшая в Саранск на премьеру, и московский композитор Алексей Стеценко, чья музыка создаёт атмосферу времени и помогает раскрыть характер русского Икара, одержимого светлой крылатой идеей, и автор инсценировки Ольга Мартова.
Кстати, повествование от автора исполнял сам Эвклид Кюрдзидис.
А после представления он искренне благодарил всех, причастных к рождению «Сказания о крыльях». Художника-постановщика Наталью Кочневу, молодого саранского видеохудожника Елену Силаеву (она ещё учится в профильном Санкт-Петербургском вузе, а этот спектакль для неё профессиональный дебют), молодых художника по свету Андрея Сыркина и звукорежиссёра Ярослава Николаева, артистов и директора театра Евгения Романовского, рискнувшего доверить постановку спектакля режиссёру-дебютанту.