2 C
Саранск
Воскресенье, 24 ноября, 2024
spot_img

Саранский режиссёр Оксана Вишнякова рассказала «ИМ» о закулисье любимой профессии

Главный режиссёр Мордовской госфилармонии Оксана Вишнякова искренне удивилась, когда ей сообщили, что она стала победительницей первой Народной премии «Время Героев». Номинировали её, как позже выяснилось, коллеги – артисты республиканской филармонии. Кстати, среди претендентов в номинации «Герои культуры» был и широко известный театральный и киноактёр Станислав Дужников, с которым в юности Вишнякова училась в саранском училище культуры. 

Тем не менее, по итогам народного интернет-голосования лидировала Оксана, и именно ей на официальной церемонии чествования победителей проекта «Время Героев» вручили заслуженную награду.

Фонтан идей 
Однако почивать на победных лаврах ей некогда. Потому что много работы. Нужно готовить новую программу к старту очередного филармонического сезона и параллельно – ставить театрализованное представление открытия и завершения X всероссийского национального чемпионата «Молодые профессионалы», финал которого уже в сентябре пройдёт в Мордовии. Сейчас мысли режиссёра, прежде всего, сконцентрированы на этом. 

Вишнякова сама пишет сценарий, вплетая в драматургическое полотно историческое прошлое России и свежие веяния современности. Заодно продумывает, как это показать на большом открытом пространстве, включив в действие профессиональных и самодеятельных исполнителей, да ещё, чтобы и «молодые профессионалы», и зрители ощутили себя причастными к происходящему. 

Режиссеру важно продумать всё! Как использовать свет, какая необходима бутафория, сколько и каких костюмов, париков, где поставить микрофоны, в какой цвет покрасить табуретки и т.д. 

Публика на эти табуретки, может, и внимания не обратит, как раз потому они органично впишутся в контекст зрелищного представления. Зато у зрителей сложится впечатление того самого большого праздника. 

— Перед началом и в процессе работы над любым постановочным проектом в голове постоянно возникают разные идеи: как и какими образными средствами передать драматургическую суть события, чтобы получилось необычно, ярко, эмоционально, — делится подробностями профессиональной кухни режиссёр. – Каждую постановку пропускаешь через сердце. Иначе она не найдет отклика у зрителей. Разумеется, всегда волнуешься, переживаешь. Нередко творческое кипение достигает максимума, просыпаюсь ночью от мысли: вот, надо сделать так! 
 
Школа творческого актива 
Оксана признаётся: 
— В детстве о режиссерской профессии у меня было весьма приблизительное понятие. Ну, что-то связанное с кино или с театром. Зато я росла в творческой семье, хотя артистов среди родных не числилось. Бабушка, работавшая на одном из промышленных предприятий, и родители умели создавать вокруг себя дружную, приподнятую атмосферу. Папа работал художником-оформителем на заводе, мама по натуре человек-праздник, душа компании, кроме всего прочего, прекрасно пела. У нас в доме часто собирались гости. 

В детские годы Оксана тоже успела попробовать себя в различных творческих сферах. Несколько лет училась игре на фортепиано, занималась в школьной театральной студии и городском народном театре у Игоря Кузьмина, пела и играла на бас-гитаре в школьном вокально-инструментальном ансамбле. В старших классах попала летний лагерь пионерско-комсомольского актива. 

— Вот там-то, мне довелось познакомиться с Юрием Рытиковым и Алексеем Рубцовым. Они умели сплотить вокруг себя людей при этом, давая нам просто для творческой самостоятельности. Общение с наставниками лагеря меня настолько вдохновило, что мне тоже захотелось что-то организовать, — вспоминает Вишнякова. – Мы в школе по собственной инициативе и своими силами взялись выпускать стенгазету, организовывали с ребятами разные мероприятия. Кстати, с Машей Крайновой мы дружим с шестого класса и до сих пор тесно сотрудничаем уже в филармонии, она – мой верный помощник на протяжении многих лет. 
 
Мама «ПластилиНовой Вороны» 
По окончании школы Вишнякова, как большинство одноклассниц думала поступать в пединститут. Но случайно услышала, как родители на кухне обсуждали, кому и какую мзду нужно заплатить, чтобы дочку зачислили в вуз. На что Оксана решительно взбунтовалась, заявив: «За взятки учиться не хочу!» и отказалась даже сдавать вступительные экзамены. Зато прозорливые соседи по даче, зная о её творчески-организаторских задатках, посоветовали отнести документы на отделение режиссуры в местное училище культуры. 

И тут-то Оксана нашла своё предназначение. Уже на первом курсе на неординарные способности Вишняковой обратили внимание преподаватели, в том числе, тогда начинающий наставник, мастер курса Владимир Шарапов. Он к слову, позже, сосватал талантливых студентом на учёбу в рязанский филиал Московского института культуры и искусств. А Вишнякова ещё студенткой активно набиралась практического опыта, оттачивая полученные знания в деле. Несколько лет в середине 1990-х работала в городском Центре культуры. Благо директор ДК с одобрением относилась к идеям, возникавшим у Оксаны и её коллег. Задуманные ими творческие смотры – молодежный «Мастер-Хит» и фестиваль детского творчества «ПластилиНовая Ворона» сразу нашли широкий отклик у юных дарований. 

— Это потом появилась масса всевозможных фестивалей. А тогда это были «первые ласточки», помогавшие нам находить перспективных ребят и зажигать «звездочки». Наша «ПластилиНовая Ворона» затем получила республиканский, межрегиональный, а теперь и всероссийских охват, — не без удовлетворения отмечает Вишнякова. – Кстати, самые целеустремленные и трудолюбивые участники тех первых фестивалей добились профессионального признания. К примеру, Карина Попова – сейчас солистка нашей филармонии, а Никита Лапшенков из Ковылкина – учится в консерватории, Слава Кулаев окончил Московский институт культуры, теперь он – известный в Москве хореограф, ставил спортивные шоу Алексея Немова, ледовый спектакль «Огни большого города», открытие зимних Олимпийских игр в Сочи, шоу Димы Билана и др. 
 
Чтобы у публики дух захватывало! 

Сама Оксана Вишнякова за почти двадцать лет режиссёрской практики накопила солидный опыт создания масштабных стадионных представлений – и в команде с другими режиссерами, и полностью самостоятельных. Торжества ко Дню Победы. Празднование 125-летия со дня рождения С. Д. Эрьзи. Международный форум «Шумбрат, Финно-Угрия!». Дни Республики Мордовия в Москве и театрализованное шествие, посвященное 1000-летию единения мордовского народа и народами государства Российского. Церемонии закрытия окружных форумов «Вернуть детство», «Успешная семья», «Умник». Проведение эстафеты Олимпийского огня в Саранске, «Международный форум Россия — спортивная держава», Парад Российского студенчества и др. Из последнего – открытие Всероссийского Сабантуя с участием нескольких тысяч артистов Мордовии и Татарстана. 

Зрителям, наверное, не обязательно знать всю технологию рождения красочных представлений. Им важен результат. А задача режиссёра – рассказать о событии так, чтобы у публики дух захватывало, по спине бежали мурашки и душа пела. 

— Большие зрелищные картины подобно богатому монисто складываются из отдельных бусинок-фрагментов. Сначала мы с исполнителями репетируем отдельные кусочки, а потом складываем их в живое полотно, — приоткрывает детали творческого процесса режиссёр. 

И, как признается Оксана Вишнякова, для неё одинаково дороги и важны все программы. Будь то финал народного фестиваля «Шумбрат, Мордовия!», когда нужно умудриться с утра пораньше свести и за пару часов отрепетировать гала-концерт с участием самодеятельных артистов и коллективов из разных районов республики. Или сценическая версия по мотивам хитов отечественного кинематографа «Свадьба в Малиновке», «Любовь и голуби» в исполнении музыкантов местной филармонии. Или детские спектакли «В тридесятом царстве», «Волк, семь нот и Карусельки», «Ёлка.RU», «Новогодние приключения Бу-ра-ти-но» и т.д. 

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости