11.2 C
Саранск
Четверг, 25 апреля, 2024

Саранские студенты собрали сокровища мордовского фольклора в регионах Поволжья

Благодаря гранту, полученному за победу во Всероссийском конкурсе,  студенты Института национальной культуры МГУ им. Н.П. Огарёва смогли собрать уникальный фольклорный материал. За полгода будущие руководители народных коллективов совершили шесть этнографических экспедиции в регионы Поволжья.

– В вузе мы изучаем искусство народного пения, — рассказывает автор проекта, 3-курсница Наталья Мирзаева. – Невероятно интересно и очень ценно было услышать и увидеть, как фольклор живёт в народной среде. Нам удалось проехать по сёлам Татарстана, Чувашии, Нижегородской, Самарской и Пензенской областей, где проживают мокшане и эрзяне, а также посетить с. Дракино и Парапино в Ковылкинском районе Мордовии.

Отрадно, что в селах до сих пор сохраняется аутентичная форма исполнения национальных песен. Правда, в большинстве случаев их исполняют представители старшего поколения, а подрастающее поколение мало интересуется наследием своих предков. Сельские артисты охотно делились с нами всем, что они знают и умеют. Они с такой радостью поддержали наш исследовательский проект, желая, чтобы и национальная культура продолжала жить.

Меня совершенно покорили самодеятельные артистки в Чувашии Нина Петровна Понякина и Татьяна Семеновна Макарова. Одной уже 83 года, второй – 88 лет. Но их пение наполнено удивительной эмоциональной искренностью и отличается чистотой самобытного вокального строя, который они переняли от своих бабушек и мам.  

Во многих мордовских селах, которые мы посетили, существуют свои ансамбли, в чьем репертуаре звучат национальные распевы, отличающиеся характерным многоголосьем. Чаще всего это женские или смешанные коллективы. А, к примеру, в Нижегородской области мы познакомились с сельским  мужским ансамблем «Водоватовские ребята». В Тетюшском районе Татарстана своей неповторимой яркой исполнительской манерой и зычными крепкими голосами удивили «Кильдюшевские бабушки». А ансамбль «Чивган» с. Киртели поразил броским танцевальным сопровождением исполняемых песен.

Причем, в фольклоре каждого региона и даже каждого села обнаруживаются свои особенности, обусловленные влиянием национальных культур других народов, с которыми общаются мокшане и эрзяне, — делится наблюдениями Наталья.

– Территориальные различия заметны и в костюмах – в их крое, элементах орнамента и т.д. Понятно, что выступают самодеятельные артисты в основном в стилизованных нарядах. Однако в селах бережно хранят и старинные образцы праздничной национальной одежды. В селах не забывают и традиционные ритуалы. Кстати, студенты и их наставники не только смотрели, записывали сценарную основу обрядов, но и сами охотно участвовали в сакральных действах.

Собранные в ходе экспедиций материалы молодые специалисты планируют использовать при практической подготовке творческих программ. А записи песенных образцов и фотоматериалы участники этнографического исследования намерены оформить в отдельное издание.

Мила МЕЛЬНИКОВА

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости