11.2 C
Саранск
Четверг, 25 апреля, 2024

Саранские краеведы предлагают необычный метод «погружения в прошлое»

Новый способ изучения истории и культуры родного города школьникам и их наставникам предложили авторы интерактивного культурно-образовательного проекта «Саранск из века в век». Его инициаторами стали специалисты Республиканского краеведческого музея им. И.Д. Воронина и волонтеры культуры.

Почему вдруг возникла идея необычного метода «погружения в прошлое» и как это будет осуществляться на практике, «Известия Мордовии» выяснили у лидера республиканского объединения культурных добровольцев Татьяны Червячковой.

— Я окончила исторический факультет, после вуза несколько лет преподавала в школе. У нас в республике в образовательную программу с пятого класса включен курс «Родиноведение. История и культура мордовского края». При этом в существующих на сегодня учебниках – чего уж скрывать – даётся довольно скудная информация в академичной форме. Понятно, такая подача материала не вызывает эмоционального отклика у детей, и у них складывается ошибочное предубеждение, будто ничего интересного в наших краях никогда не происходило. А для стимулирования познавательного интереса как раз важно, чтобы у школьников возникало чувство сопереживания, определенной сопричастности к событию, случившемуся много лет назад. Это в конечном итоге формирует в создании человека уважение к своей малой родине, влияет на рост духовной культуры общества, — убеждена Татьяна Червячкова.

— Но интерес учеников к предмету, наверное, зависит и от того, кто и как этот предмет преподаёт? 

— Конечно. Только преподаватели, во-первых, часто оказываются заложниками заданной учебной программы. Допустим, такой момент. На территории Саранска 112 объектов культурного наследия федерального и регионального уровня. Давайте спросим горожан, знают ли они хотя бы о половине из них? Вряд ли. Да и в пособиях по «Родиноведению» упоминаются лишь три объекта – Храм Иоанна Богослова как памятник архитектуры XVII в. и построенные в XX и ХХI веках Музей Эрьзи и Собор Ушакова.

Во-вторых, нередко учителя, желающие заинтересовать воспитанников изучением истории и культуры родного края, признаются, что им самим не хватает дополнительных материалов, они не всегда могут найти качественные обновленные сведения.

— А как сделать историю интересной?

— Стараемся, ищем новые пути. Вот мы уже несколько лет проводим среди школьников конкурс исследовательских работ «Бабушкин сундук», предлагая ребятам рассказать о семейной реликвии или просто той или иной вещи, которая передается из поколения в поколение. И каждый год конкурсанты удивляют интересными открытиями и трогательными историями, связанными с семейными раритетами. Ведь там, так или иначе, переплетаются судьбы их предков с различными событиями в истории страны, региона. Дети, расспрашивая близких, узнают подробности о своем родственнике, обращаются к архивным источникам, и все это создаёт зримый образ прошлого, прочно фиксируется в памяти.

— На чем основывается ваша методика «погружения в прошлое», в чем её новизна? 

— Наши ученые-краеведы постоянно ведут исследовательскую работу, в том числе изучая различные архивные материалы, обнаруживая любопытные подробности. Как об этом рассказать школьникам? Мы предлагаем не ограничиваться стенами школьного кабинета и страницами учебника. Всегда лучше запоминается то, что ты видишь. Поэтому мы хотим рассказывать историю непосредственно на «месте события». То есть, класс отправится на пешую экскурсию для начала по центру Саранска. Часть исторического путешествия пройдёт по тематическим залам Крае­ведческого музея. Экскурсионный маршрут выстраивается с тем расчётом, чтобы детям это было физически под силу и не слишком утомительно. Соответственно, мы постарались подобрать информационно и визуально насыщенное содержание.

— И кто будет вести такие уроки-экскурсии?

— Сотрудники музея готовы поделиться опытом ведения экскурсий с учителями. Кстати, учителя сами хотят освоить такую методику подачи учебного материала. Для них мы подготовили необходимые информационные сведения — «Портфель экскурсовода», организуем соответствующие занятия и практические тренинги по городу и музейным экспозициям.

Кроме того, сейчас завершаем съёмки и монтаж видео­роликов к урокам по истории и культуре родного края. Это дополнительный образовательный контент к курсу «Регионоведения»: сюжеты по 10 минут о 10 памятниках культурно-исторического наследия Саранска.

— Почему только десяти, если выше говорилось о 112-ти? И если речь идет об истории региона, почему выбраны только достопримечательности в пределах Саранска?

— Для начала остановились на десяти объектах именно в столице Мордовии.

В декабре вместе с учителями и представителями профильных министерств соберемся за «круглым столом», чтобы совместно обсудить, что удалось, что нужно добавить или изменить. Посмотрим, насколько проект «Саранск из века в век» окажется продуктивным.

— На его реализацию отводится четыре месяца. А что потом?

— Это первый опыт внедрения занятий-экскурсий и визуализации учебной программы «Родиноведения» в нашем регионе. Надо ещё иметь в виду, что его реализация, кроме желания участников, требует времени и определенных затрат на издание методических и наглядных материалов. Финансовую сторону вопроса помогла решить субсидия, выделенная по результатам регионального грантового конкурса, проводившегося Министерством спорта и молодежной политики РМ. Если брать масштабы республики, то потребуется учитывать дополнительное время на дорогу и соответствующие транспортные расходы. Хотя, конечно, на перспективу нужно думать и о том, как на практике организовывать такую работу в масштабах республики.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости