В январе исполнилось 120 лет со дня рождения народного артиста Мордовии, первого в нашей республике профессионального оперного певца Иллариона Яушева. К юбилею легендарного земляка Республиканский краеведческий музей им. И.Д. Воронина подготовил любопытную экспозицию «Мордовский Шаляпин».
Тут не только документы, фотографии, сценические костюмы юбиляра, чье имя вписано в анналы национальной культуры Мордовии и России.
Биография артиста иллюстрируется соответствующими документальными свидетельствами, снимками – на сцене, с коллегами, в окружении родных. Тут же нотные сборники, с которыми работал Яушев, плакаты к спектаклям и концертам, виниловые диски с его записями, знаменитый кожаный яушевский портфель, сценический костюм бравого казака Карася, которого артист играл в саранской поставке оперы Семёна Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем».
— В наших фондах хранится богатейшая коллекция, насчитывающая порядка 300 единиц. Большая часть – это личный архив певца, который после его кончины (31 мая 1961 года) в музей передала дочь Иллариона Максимовича, Елена Илларионовна Ярмолович, — рассказала «Известиям Мордовии» заведующая отделом Республиканского краеведческого музея Нина Носарева. – Но впервые на этой выставке посетители увидят записки, адресованные Иллариону Максимовичу слушателями. Зрители во время или перед концертом присылали ему теплые слова благодарности, выражали свое восхищение его творчеством или просили исполнить то или иное произведение. Яушев их бережно хранил, что тоже характеризует его отношение к публике, он дорожил мнением своих слушателей.
Кстати, на мой взгляд, не меньший интерес вызывают обычные школьные тетради, старательно заломленные Илларионом Яушевым.
Артист на протяжении многих лет вёл подробные дневниковые записи. Правда, фиксировал там не обыденные факты и размышления. Илларион Максимович много концертировал по республике и стране, и подробно анализировал, как прошло то или иное выступление, как реагировали люди, какие песни пользуются наибольшим спросом. То есть, такой творческий дневник. На основе которого, Яушев формировал программу своих дальнейший гастрольных выступлений.
Уроженец ичалковского села Лобаски, он вырос в атмосфере народного музыкального фольклора. Его мама Пелагея Тимофеевна славилась в округе как искусная вопленица. Сам Ларька мальчишкой с удовольствием пел в церковном хоре сельских храмов в Лобасках и Ичалках. А после талантливого сельского парня, не знавшего нотной грамоты, но обладавшего незаурядным природными способностями и одержимого творчеством, приняли в Нижегородский музыкальный техникум.
Основы музыкального образования Яушев начал постигать лишь в 19 лет, совмещая занятия вокалом и сольфеджио с трудовыми сменами на корабельной верфи. На жизнь студент зарабатывал, разгружая речные судна в Волжском порту.
Упорство и неиссякаемое трудолюбие позволили ему поступить и окончить этнографическое отделение научно-композиторского факультета и хоровое отделение «с правом сольного пения» Московской консерватории, а затем и оперную студию Большого театра.
За насыщенный сильный голос и виртуозное владение различными тембральными красками Иллариона Максимовича неофициально величали «Мордовским Шаляпиным».
Будучи ещё студентом, Яушев сделал первые записи народных эрзянских песен на Всесоюзном радио и на грампластинках, организовал любительский хор при Мордовском национальном клубе (в Марьиной роще). Самодеятельные хористы под руководством Иллариона исполняли эрзянские, мокшанские, русские и украинские народные песни.
И затем, уже вернувшись в Саранск, Яушев руководил мужским хором в местной воинской части, женским хором в Рузаевке.
На сцене профессионального театра Иллариона Максимовича исполнил басовые партии в десятках оперных спектаклей. Путешествуя по стране, бережно коллекционировал национальный народный фольклор, и многое затем включал в свой репертуар.
Кстати, на юбилейной выставке «Мордовский Шаляпин» можно не только посмотреть музейные раритеты, но и послушать голос Иллариона Максимовича на диске «Поет Яушев», выпущенном к 100-летию артиста.