16.2 C
Саранск
Пятница, 26 апреля, 2024

Саранские краеведы показали четыре века истории в лицах

В преддверии Дня народного единства, в Республиканском краеведческом музее им. И.Д. Воронина открылась новая выставка «Четыре века русского портрета». На ней собраны живописные произведения из музейной коллекции, выполненные разными мастерами разных столетий. И вместе с тем, эта экспозиция позволяет посетителям увидеть прошлое и настоящее через лица конкретных людей.

— Самая ранняя работа относится к концу XVIII века – это портрет неизвестного в форме генерал-аншефа. Такой военный чин существовал в России в 1716–1796 гг., первоначально он соответствовал высокому званию генерал-фельдмаршала, — поясняет куратор выставки Светлана Телина.

XIX век представлен портретом девочки в белом кисти Франца Рисса, мужским портретом кисти Константина Маковского и др. К слову, мало кто знает, что в собрании саранских краеведов имеются произведения этих выдающихся русских живописцев, поскольку обычно картины находятся в запасниках. Фрац Рисс широко известен как автор портретов поэта Василия Андреевича Жуковского (1832), князя Григория Петровича Волконского (1833), князя Алексея Алексеевича Голицына с сыном Львом (1835). А ещё Франц Николаевич участвовал в работах по росписи Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Константин Маковских – один из первых художников легендарного товарищества передвижников. Выросший в творческой семье, он прославился как мастер, владевший различными образными стилями, великолепно писавший портреты и исторические полотна. В 1915 году наряду с другими коллегами Маковский внёс существенную лепту в учреждение Общества возрождения художественной Руси.

Произведения Рисса и Маковского, как рассказала «ИМ» искусствовед Марина Васильева, были переданы век назад Центральным государственным музейным фондом, а ранее принадлежали первому в России общедоступному частному музею, созданному энтузиастом-просветителем, князем Николаем Петровичем Румянцевым.

Основную часть экспозиции «Четыре века русского портрета» занимают работы художников ХХ века. Интересен портрет основателя первого народного театра в Саранске Николай Бородулина, выполненный в 1920-е гг. пензенским художником Иосифом Новохацким.

Женские образы – «Девушка-мордовка изучает винтовку», «Жена офицера», «Девушка с распущенной косой» — мы видим глазами Николай Ерушева, а рядом его портрет, написанный в 1947 году Дмитрием Писчасовым.

На полотнах Евгения Ноздрина запечатлены герои Великой Отечественной войны – легендарный летчик Михаил Девятаев и Николай Александров. Фронтовая судьба Николая Николаевича тоже не менее удивительна. До войны он поступил в военное летное училище. В 1941-ом командовал экипажем отдельной штурмовой авиадивизии, но после тяжелого ранения и лечения, медкомиссия признала его «непригодным к летной службе». И Александров, закончив ускоренный курс пулеметно-минометного училища, до конца войны сражался в составе стрелковой бригады, участвовал в Сталинградской и Курской битвах, в освобождении Чехословакии, штурмовал Берлинский Рейхстаг.

Дополняют летопись Мордовии написанные Владимиров Илюхиным портреты Героев Социалистического труда Ольги Стеняхиной и Марии Андряковой и целая галерея деятелей культуры и искусства — композитора Леонтия Кирюкова, певца Дмитрия Еремеева, мордовских сказительниц Фёклы Беззубовой, Серафимы Люлякиной и других знатных земляков.

Лица современников изображены на картинах Татьяны Орловой-Булычевой и Алёна Рыбиной-Егоровой.

Кстати, гостям «Ночи искусств» 4 ноября представится дополнительный повод познакомиться с этой портретно-исторической экспозицией.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости