14 C
Саранск
Среда, 24 апреля, 2024

Саранская публика писала джаз на выставке Сергея Радюка

На вернисаже выставки Сергея Радюка, которая открылась в главном корпусе Музея Эрьзи, всем желающим тут же предлагали порисовать. Но мне сначала хотелось посмотреть работы бенефицианта, который славится творческий дерзостью, умением микшировать разные стили, художественные техники и смелостью, позволяющей перешагивать условные каноны в искусстве. Ещё лет 30 назад, в пресловутые «лихие 1990-е» он объединил молодых отечественных художников в неформальное сообщество «Солнечный квадрат».

В Саранск Сергей Радюк привёз более полусотни своих картин, в основном, написанных за последние семь лет. Все вместе они образуют цикл «Белое на белом».
Да, здесь нет ярких красок и кричащих образов.

Холсты словно завешены густым тюлем. Их нужно рассматривать, вернее, не спеша всматриваться. Тогда сквозь пелену плотного тумана увидишь Питерские улицы и набережную Невы, точеные профили Анны Ахматовой, Андрея Белого, лица Александра Блока, Ивана Бунина, Валерия Брюсова, Николая Гумилева, Зинаиды Гиппиус, Осипа Мандельштама, Марины Цветаевой…Впрочем, художник не зациклен на прошлом. Рядом с «Серебряным веком» — «Эндшпиль». В метафоричном заимствовании из шахмат невольно читается вечное противостояние соперников, каждый из которых стремится не уничтожить другого, но получить решающее материальное преимущество. Эта картина датирована 2016 годом, но сразу возникают аналогии с днем сегодняшним.

Про актуальное настоящее, про виртуальность, все больше поглощающую человечество, художник размышляет в «Селфи. 21 век…».

А напротив – романтическая «Музыка под снегом» и «Утро в лесу» с пробивающимися сквозь ветки солнечными лучами. Ироничные «Прогулки по деревьям», где подсолнечная шелуха превращается в листву. Фонтан из философских с горчинкой строк поэта–эмигранта Георгия Иванова и метафоричная «Стена плача», сложенная из парафиновых свечей в алюминиевых гильзах.

-…Можно даже написать своё желание и вложить свою записку, — разрешил Сергей Радюк, не исключив, что загаданное исполнится наяву.

Но главное – посетители под блюзовые мелодии саранского саксофониста Вячеслава Куликова несмело, зато старательно рисовали на холсте солнышко, женскую фигуру, рожицу Джокера, морскую волну… Правда завершающий итог коллективному творчеству подвёл все-таки сам Сергей Радюк.

Перво-наперво он перевернул холст на 180 градусов, попросил заменить окрасившуюся уже воду в стакане на чистую. И быстро жонглируя сразу несколькими кисточками и мастихином, за 40 минут превратил разрозненные мысли ранее приложившихся к холсту авторов в…весенний пейзаж. С облаками, отражающимися в громадных мартовских талых лужах. С деревом, крона которого образует контур сердца, пронизанного кровеносными сосудами.

И белыми ангелами-дамами, обязательно предвещающими доброе и светлое.
Эту джазовую картину Сергей Радюк обещал ещё немного доработать. И точно известно, что она останется в коллекции Музея Эрьзи.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости