Скептики сомневались, возможно ли языком балета рассказать о легендарном флотоводце Фёдоре Ушакове. Но команда Мордовского театра имени И.М. Яушева с похвальным упорством стремилась реализовать дерзкий замысел. Чтобы создать первый в мире хореографический спектакль, посвященный личности гениального стратега и тактика, отличавшегося редкостным гуманизмом.
Результат большого творческого процесса саранская публика оценила 8 и 9 ноября на первых показах премьерного спектакля «Фёдор Ушаков».
Авторы намеренно отказались от детального документального воспроизведения биографии флотоводца. Но драматургически насыщенная, эмоциональная музыка молодого московского композитора Ерджаника Оганесяна и тщательно продуманный санкт-петербургским балетмейстером Антоном Дорофеевым «говорящий» хореографический рисунок позволяют зрителям проследить жизненный путь Фёдора Ушакова. Сына небогатого ярославского помещика, с ранних лет мечтавшего о море, своим трудолюбием и прозорливостью добившегося успехов на ратном поприще, но не утратившего человеческой чуткости и милосердия.
Легко меняющиеся (то спускающиеся с колосников, то взмывающие вверх, то выплывающие из «карманов») сценографические конструкции и видеопроекции моментально переносят действие то в ярославскую глубинку, то в Морской кадетский корпус, то в С.-Петербургский парк, то в залы императорского дворца Екатерины II. Пронзающие пространство лучи света, клубы дыма, свисающие с падуги канаты, курсирующие по сцене двухъярусные мобильные «ладьи» позволяют ощутить атмосферу ожесточенных схваток российских военных с османами.


Яркая красочная ярмарочная картина народного гуляния с удалыми цыганами и медведем в первом акте символизирует беззаботное счастливое детство отрока Феди, выросшего среди крестьянской ребятни, который с ранних лет бросался на защиту слабых. Следом – время его учебы в кадетском корпусе, где он не выделялся среди ровесников ни физической силой, ни статью. Разве что искренним благородством поступков и сочувствием к другим.
Экспрессивные мужские ансамблевые композиции, основанные на спортивных упражнениях, дают понять, что морская служба не столько романтика, сколько титанический труд. И надо отдать должное артистам балета, они великолепно справляются с поставленной режиссером-хореографом задачей при этом передают присущую юношеству непоседливость, хулиганистость, дух дружеского соперничества.

А, периодически спадающее со штанкета белое полотнище паруса, как и сквозная музыкальная тема «звучит» символом той самой детской мечты и главного призвания героя – беззаветного служения Отечеству.
Особое место в балетном спектакле отведено лирической линии трепетных нежных отношений кадета Ушакова и фрейлины императорского двора Варвары. Пусть подобный факт биографии великого флотоводца документально никем не зафиксирован. Однако предложенная создателями балета история не случившегося в силу внешних обстоятельств супружеского союза двух влюблённых привносит в спектакль щемящую трогательность.

Партия главного героя стала блестящим сольным дебютом для молодого артиста Евгения Очирова. В партии Варвары в разных составах по-своему хороши и хрупкая Олеся Высоцкая, и очаровательная Камилла Насыбуллина.
Наравне с профессионалами свои технически непростые детские партии исполняют совсем юные воспитанники Республиканской хореографической школы, в том числе 8-летние Кирилл Ревенко и Ильяс Мамеев, в разных составах представшие в роли отрока Феди.

Тем, кому удалось побывать на премьерных представлениях балета «Фёдор Ушаков» с восторгом отмечают: «Прекрасная музыка. Замечательные костюмы. Великолепная работа артистов». «Яркий, динамичный, красивый спектакль, передающий и масштаб морских сражений, и мощь боевого духа Российского флота, и чуткую душу великого адмирала Ушакова».
Кстати, крымские зрители, узнавшие о премьере балета, уже интересуются: «Когда спектакль «Фёдор Ушаков» привезут в Севастополь? Ждем артистов саранского театра с гастролями! Такой балет обязательно нужно показать в городе, который строил Фёдор Ушаков».
Музыку балета «Фёдор Ушаков» написал московский композитор Ерджаник Оганесян. Авторы либретто — Игорь Кузьмин и Юрий Кондратенко. Хореограф-постановщик – Антон Дорофеев. Дирижер-постановщик – Максим Акулов. Художник-постановщик – Алексей Тарасов (С.-Петербург). Художник по костюмам – Светлана Тундавина.
Постановка осуществлена при грантовой поддержке Российского фонда культуры по федеральному проекту «Семейные ценности и инфраструктура культуры» национального проекта «Семья»




